«ГОРОД»: возможности и перспективы

Эксперты дали оценку первой дискуссионной площадке

В рамках работы Московского Центра урбанистики «Город» Агентство социальных исследований «Столица» провело экспертный опрос участников круглого стола «Метро – приближая будущее», предложив оценить тему, вынесенную в повестку дня, и формат самого мероприятия.

Данные опроса позволяют сделать вывод: все участники экспертного клуба считают, что тема развития метро, с которой стартовал проект «Московский центр урбанистики «Город», – одна из самых актуальных в масштабной программе развития столицы.

Экспертная оценка эффективности действующего развития

В оценке основных позитивных аспектов программы развития метро эксперты выделили следующие направления:

  • Рельсовый транспорт Москвы становится единой системой – идет полномасштабная интеграция рельсового транспорта г. Москвы, в том числе проект МКЖД воспринимается как продолжение системы.
  • Развиваются пересадочные узлы и перехватывающие
    парковки – долгосрочная политика снижения транспортной нагрузки города реализуется путем уменьшения количества личных автомобилей жителей внутри центра города.
  • Идет строительство новых станций, кольцевых и радиальных линий.
  • Город начинает развиваться вокруг транспортной инфраструктуры, а не наоборот.
  • В метро вводятся технико-социальные инновации (установка Wi-Fi, 3G сетей, организация книжных поездов).
  • Проводятся открытые архитектурные конкурсы на оформление станций.

Общий итог разговора таков: беспрецедентные капиталовложения нескольких последних лет и огромные усилия, которые прилагает руководство города для развития метрополитена, заметны населению – прогресс развития становится ощутимым.

С другой стороны, хотя стратегическое направление развития метро у экспертов и вызывает одобрение, по отдельным нюансам строительства метро возникают вопросы. По мнению экспертов, в развитии метрополитена существует ряд серьезных проблем:

  • Недостаточно внимания реконструкции существующих станций и пересадочных узлов.
  • Важно фокусироваться не только на новом строительстве, но и на реконструкции мощностей метро, повышении пропускной способности станций.
  • Требуется расчет роста и распределения пассажиропотока при постройке станций, расчет повышения или понижения нагрузки на сеть.
  • При проектировании транспортно-пересадочных узлов целесообразно проектировать минимальное время пересадки между узлами, а не увеличивать коммерческую эффективность проектов.
  • Отсутствие необходимых наземных территориальных ресурсов для строительства новых станций. Ухудшение экологических условий на территориях, прилегающих к строительству.
  • Необходим единый центр, обеспечивающий при строительстве объектов интеграцию мнений всех заинтересованных сторон.
  • Отдельное внимание необходимо уделить вопросам сохранения исторического наследия (использование аутентичных или схожих материалов при реконструкции исторических станций), а также архитектуре новых строящихся станций.

На основе данных опроса экспертов был сделан SWOTанализ – метод анализа информации, широко применяемый в стратегическом планировании, который позволяет выделить четыре группы характеристик: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы/риски (Threats).

Результаты SWOT-анализа свидетельствуют: метро обладает большим потенциалом развития, как в технологической, так и в социальной сфере. Однако существует множество рисков, которые необходимо учитывать при разработке стратегии расширения метрополитена. Анализ мнений экспертного сообщества может позволить избежать необратимых ошибок в будущем.

Экспертная оценка дискуссионной площадки

Оценивая формат первого мероприятия МЦУ «Город», респонденты отметили, что круглый стол – это возможность не только получить информацию, но и обменяться мнениями, а практикам – поделиться опытом. Опрошенные оценили представительный список участников мероприятия и высокий профессионализм спикеров и экспертов: в ходе заседания были представлены эксклюзивные социологические исследования, сделана экспертная оценка реализации программы развития столичной подземки, высказано много интересных идей и предложений. Отмечен рост интереса институтов гражданского общества, журналистов, пользователей интернет-ресурсов к масштабным преобразованиям московского метро.

Особо участниками круглого стола была отмечена доброжелательная и живая атмосфера мероприятия. Эксперты подчеркнули, что открытость формата проекта и обилие мнений позволили представить разнообразные точки зрения на аспекты дальнейшего развития метрополитена, сохранение баланса между скоростью строительства метро и его качеством, вопросы повышения удобства для пассажиров и сохранения культурного наследия московского метро. Однако в формат последующих заседаний респонденты предлагают добавить элементы дискуссии, где на первый план выступает аргументация позиции какой-либо из сторон обсуждаемой проблемы.

Большинство экспертов рассматривает дискуссионные сессии Московского Центра урбанистики «Город» как дополнительный инструмент для реализации градостроительной политики столицы. Респонденты выразили уверенность, что подобные обсуждения будут способствовать развитию обратной связи между властью и обществом по вопросам градостроительного развития, улучшению качества общественной экспертизы и прогнозирования.

Пожелание на дальнейшее участие в заседаниях экспертного клуба высказали многие респонденты и в ходе опроса определили ключевые темы, выделив две главные: «Развитие «новой Москвы» и присоединенных территорий» и «Москва в ближайшей перспективе: научное обоснование выбора пути развития», а также отдельные темы по конкретным проектам города.

Участники круглого стола убеждены: новый клуб экспертов градостроительного развития – это площадка для обсуждения самых важных направлений развития городской среды и следующие темы дискуссий также не оставят равнодушными участников разговора. А значит, и сам проект «Московский Центр урбанистики «Город» будет развиваться.