Выпуск 1

Развитие или вмешательство?

Возможно ли бесконфликтное строительство в густонаселенном городе?

Москва переживает глобальные преобразования инфраструктуры: строятся новые линии метро, дороги и развязки, меняется внешний облик улиц и проспектов, парков и скверов, внедряется система платной парковки и т.д. Происходящие изменения затрагивают многие районы и значительную часть жителей столицы. С одной стороны, мы наблюдаем позитивное отношение большинства москвичей к градостроительной активности Правительства Москвы. На это указывают как многочисленные исследования общественного мнения, так и итоги выборов 2013-2014 годов. Так, по данным ВЦИОМ, за последние два года резко улучшилась оценка жителями транспортной ситуации, горожане в целом позитивно оценивают деятельность мэра Сергея Собянина, Правительства Москвы и произошедшие в столице за последние два года изменения. Судя по результатам опросов, наблюдается прямая взаимосвязь между позитивными изменениями в городе и отношением жителей к деятельности московских властей. Аналогичные выводы демонстрируют электоральные исследования Агентства социальных исследований «Столица»: районы, где за последние три года были запущены новые станции метро, на выборах мэра Москвы и депутатов Мосгордумы дали наиболее высокий процент голосов представителям действующей власти.

В то же время наблюдается и противоположная тенденция – строительство инфраструктурных объектов вызывает локальные очаги недовольства жителей районов, близких к стройплощадкам. Так, по данным аналитической системы «Медиалогия», за 9 месяцев 2015 года по темам, связанным со строительством в Москве, было зафиксировано более 2,5 тыс. критических публикаций в СМИ. Аналогичная ситуация наблюдается в социальных сетях и блогосфере, где за этот же период, по данным аналитической системы Vox Populi, по темам строительства было зафиксировано свыше 80 тысяч сообщений критического характера.

Причина конфликтов – разногласия между глобальными планами властей по развитию территорий и локальными интересами местного населения. Объекты, необходимые для города или страны в целом, в ряде случаев идут вразрез с интересами жителей территорий, прилегающих к строительству. Более того,
зачастую они могут нарушать привычную для жителей среду обитания. На Западе с проблемой активного сопротивления населения строительству инфраструктурных объектов столкнулись
еще в 60-70-х годах прошлого века. В большинстве западных стран за прошедшие десятилетия выработали и применяют четкие правила социальной экспертизы строительства. Наиболее развита данная система в США, где крупные инфраструктурные объекты еще на стадии проектирования проходят через систему согласований: организуются социологические опросы, проводится работа с лидерами общественного мнения и местными сообществами и т.п.

Причиной сопротивления населения проектам строительства становится вмешательство в привычную среду района: уничтожение зеленых насаждений, ухудшение экологической ситуации, благоустройства, временные неудобства от проведения строительных работ (шум, грязь). Среди типичных примеров
можно назвать конфликт в Раменках в связи со строительством станции метро «Ломоносовский проспект», в Ясенево (станция «Битцевский парк») и Левобережном районе (станция «Беломорская»). В первом случае новая ветка метрополитена тянулась для районов Солнцево и Ново-Переделкино, а для жителей
Раменок это создавало определенные неудобства (перекрытие дорог, вырубка яблоневого сада и т.д.). В Ясенево главной причиной конфликта стало строительство вентиляционного киоска на территории ООПТ «Битцевский лес». В Левобережном районе против строительства метро выступили жители двух многоэтажных домов, расположенных в непосредственной близости к строительной площадке.

Другая типичная причина конфликтов с населением – вмешательство в символьное поле (уничтожение исторических или изменение облика значимых (символических) для местного населения объектов и мест). В подобных ситуациях конфликт не ограничивается протестами части жителей определенного района строительства, а распространяется на значительные массы неравнодушной общественности, включая разного рода активистов и политиков. Разделение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации инфраструктурных проектов, на два основных типа обусловлено разными причинами возникновения конфликта, а соответственно, и способы предотвращения или разрешения таких ситуаций различны. Вмешательство в сложившуюся жизненную среду априори вызывает негативную реакцию жителей. Острота конфликта и уровень сопротивления населения зависят от уровня информированности о предполагаемых изменениях, интенсивности (масштабности) изменений, а также их вектора – в лучшую или худшую сторону изменяется среда обитания в результате вмешательства.

Решение проблемы – в согласовании интересов всех заинтересованных сторон: городских властей, инвесторов, строителей и жителей районов застройки. В России разработкой программ по согласованию интересов еще в 1990-х годах активно занималась группа ученых Института социологии РАН под руководством Тамары Дридзе. На примере разрешения нескольких градостроительных конфликтов была разработана методика прогнозного социального проектирования, позволяющая точно оценить уровень социального протеста, организовать диалог, найти компромиссные решения и обеспечить их исполнение.

Интернет, ставший в последние годы доступным для большинства жителей, вносит свои коррективы. Реакция населения на проекты стала быстрее: информация о строительных работах распространяется за считанные дни, инициативные группы жителей мобилизуются в несколько кликов компьютерной мышкой. Соответственно, реакция властей и организаций, принимающих участие в проектировании и строительстве, должна быть столь же оперативной.

Современные социальные технологии взаимодействия с населением и заинтересованными группами должны включать оперативный мониторинг мнений в интернет-среде, методики и инструменты, позволяющие выделить лидеров общественного мнения и процессы образования устойчивых инициативных
групп. Учитывая, что мнения интернет-пользователей не отражают полностью настроения населения, классические диагностические исследования и встречи с инициативными группами жителей остаются важными элементами процесса согласования интересов. Оптимальным подходом сегодня можно считать сочетание классических социологических методик и постепенное совершенствование технологий и программ для анализа сообщений в социальных сетях и блогосфере. Результатом комплексной работы может стать высокотехнологичная и универсальная система оценки рисков при проектировании и строительстве. Такая система позволит в будущем значительно снизить количество градостроительных конфликтов, а также усилить позитивное восприятие населением строительных проектов.

Перенос обсуждения проектов в интернет-пространство создает дополнительные возможности: расширение числа участников процесса согласования интересов, ускорение процесса обсуждения, открытость и публичность диалога и принимаемых решений. Одним из действенных инструментов могут стать специализированные сайты строящихся объектов, сочетающие информационную и коммуникационные функции. Такие интернет-площадки способны не только оперативно и подробно информировать население о планах строительства, но и стать удобными диалоговыми платформами для согласования интересов всех заинтересованных сторон и выработки компромиссных решений.

Нужно понимать, что градостроительная политика в современном густонаселенном городе все больше зависит от позиции местного населения – одобрения либо неприятия строительного проекта. Избежать или свести к минимуму градостроительные конфликты можно за счет применения новых социальных технологий, включающих выяснение мнения жителей, грамотную информационную кампанию, а в сложных ситуациях – внесение изменений в проекты. Своевременная и качественная реализация предложенных мероприятий позволит безболезненно пройти процедуру публичных слушаний и существенно снизить конфликты в период проведения строительных работ.

Алексей Расходчиков, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект»