Динамика — позитивная

Социологическое исследование транспортной ситуации в Москве

В рамках исследования различных сфер городской жизни ВЦИОМ уделил особое внимание изучению отношения москвичей к развитию транспортной системы Москвы. В ходе проведенного опроса были проанализированы результаты интервью 1600 респондентов, постоянно проживающих на территории Москвы. Социологические исследования транспортной ситуации в Москве позволяют выявить тенденции в восприятии происходящих изменений в этой сфере городской жизни, а также оценить эффективность реализации отдельных транспортных программ. В данном случае массовые опросы выступают элементом обратной связи между жителями и городской властью. Благодаря полученной информации может быть осуществлена корректировка некоторых решений в области градостроительной политики.

Судя по оценкам москвичей – участников опроса, транспортная ситуация в столице постепенно начинает выправляться. Если обратиться к данным двухлетней давности, то видно, что 2/3 респондентов тогда оценивали ситуацию на дорогах Москвы как сложную или критическую. Наметившаяся в 2015 году тенденция по улучшению транспортной ситуации продолжилась в текущем году. Хотя уровень удовлетворенности населения ситуацией на дорогах в 2016 году рос незначительно, всего на 4%, тем не менее к концу текущего года доля удовлетворенных жителей возросла до 54,3%.

Наблюдаемая динамика роста позитивных оценок транспортной ситуации говорит о том, что усилия Правительства Москвы по развитию, транспортной системы начали приносить результаты, и жители столицы уже почувствовали позитивные изменения.

В то же время, судя по результатам исследования, транспортный вопрос все еще остается одним из ключевых для жителей города – 28,4% участников опроса считают ситуацию на дорогах сложной, еще 17,3% – критической.

Таким образом, программы развития транспортной системы столицы, меры по борьбе с пробками и затруднениями движения по-прежнему остаются актуальными для функционирования Москвы.

Детальное изучение ситуации на дорогах города невозможно без учета оценок в отдельных территориальных единицах столицы. Для решения этой задачи была использована 10-балльная шкала, которая строилась на основе прямых оценок москвичей. Респондентам предлагалось оценить транспортную ситуацию по степени сложности.

Такая система оценки является привычной для горожан благодаря использованию ее во многих интернет-проектах, занимающихся анализом дорожной ситуации («Яндекс-Пробки», Google и т.д.).

В разрезе округов Москвы отмечается существенное улучшение транспортной ситуации в Центральном административном округе. Причиной этому может служить открытие МЦК и существенная разгрузка части метрополитена внутри Кольцевой линии.

Серьезные улучшения также отмечаются в оценках жителей Юго-Западного административного округа, где проходит масштабное транспортное строительство новых развязок и реконструкция вылетных магистралей. Наиболее низко транспортная ситуация оценивается на востоке и юго-востоке столицы.

В ВАО проблемными объектами остаются шоссе Энтузиастов и Щелковское шоссе. Последнее в настоящий момент реконструируется, что может в будущем улучшить оценки в данном округе. ЮВАО традиционно остается одним из самых популярных направлений маятниковой миграции жителей Подмосковья, что сказывается на оценках транспортной ситуации города.

Другим важным индикатором в изучении ситуации на дорогах Москвы является изучение мер, способных улучшить транспортную ситуацию в городе. Среди них участники опроса в первую очередь выделяют инфраструктурные строительные проекты по развитию уличной дорожной сети и системы Московского метрополитена. При этом важным направлением в развитии транспортной системы, по мнению респондентов, является строительство станций Третьего пересадочного контура.

Среди значимых мер по улучшению транспортной ситуации участники опроса также выделили необходимость создания рабочих мест в Подмосковье. Москвичи осознают, что значительные проблемы на дорогах и перегруженность общественного транспорта создает поток жителей Подмосковья, приезжающих на работу в столицу. Стоит отметить, что такие радикальные меры, как ограничение на въезд иногородних авто мобилей в Москву, не пользуются общественной поддержкой – лишь 11% участников опроса выбрали такой вариант ответа. Среди социальных групп наблюдается тенденция к поддержке таких мер среди автомобилистов Москвы и коренных жителей города. В среднем их уровень поддержки выше на 3–4%. Еще меньшее число респондентов связывают улучшение ситуации на дорогах с дальнейшим развитием зоны платной парковки.

Несмотря на то что наиболее популярными мерами по улучшению транспортной ситуации в Москве являются строительство новых дорог и развитие сети метрополитена, приоритетность данных проектов в каждом из округов различна. В целом существует определенный баланс между двумя направлениями. Так, например, в ЦАО жители чаще поддерживают строительство метро, чем развитие дорожной инфраструктуры. Такое мнение типично, поскольку имеет место быть маятниковая миграция большой части жителей отдаленных районов. Их маршруты пролегают через центральную часть метрополитена города.

В Южном административном округе жители скорее готовы поддержать строительство и реконструкцию дорог, несмотря на высокий запрос строительства станций метро. В этом округе транспортная связанность районов обеспечивается за счет основных магистралей: Варшавского и Каширского шоссе. Затруднения движения на данных участках могут накладывать свой отпечаток на приоритеты развития дорожной сети в округе. Востребованность метрополитена обеспечивается популярностью данного вида транспорта. Однако строительство дорог и новых магистралей должно реализовываться в полной мере, поскольку многие москвичи активно используют как наземный городской транспорт, так и личные автомобили.

ВЫВОДЫ

  • Транспортная ситуация в Москве постепенно начинает меняться в лучшую сторону, что является
    большим достижением. Но при этом доля недовольных достаточно весома. Это подтверждает сравнительный анализ оценок по каждому из округов Москвы. Ситуация в округах неоднородна и может быть связана с концентрацией населения, в том числе временного в виде маятниковых миграций жителей городов-спутников. Иллюстрировать такое явление может Юго-Восточный округ Москвы, где, несмотря на активные дорожные работы и строительство новых станций метрополитена, плотность трафика крайне велика.
  • В отношении мер по улучшению ситуации на дорогах у москвичей сформировались определенные
    установки. К наиболее популярным мерам относится строительство новых объектов – как дорожной сети, так и метрополитена. Популярность «ограничивающих» мер невысока. Около десятой части жителей выступают за ограничение въезда в город. Такого мнения придерживаются автомобилисты и коренные москвичи. В разрезе округов Москвы приоритетность развития дорог и метрополитена различается. В тех районах, где наблюдается большое количество пробок, выше запрос на строительство дорожной сети. И, наоборот, там, где пробок меньше, жители чаще ставят приоритетом развитие метрополитена.
  • Несмотря на сложившуюся лояльность москвичей к транспортным стратегиям развития, существует
    еще большой пласт территорий, транспортная доступность которых остается на невысоком уровне.

Валерий Федоров,
генеральный директор ВЦИОМ, кандидат политических наук, профессор ВШЭ