Выпуск 5

Интеграция в жизненную среду

Информационно-коммуникационные технологии в градостроительстве

Любой градостроительный проект меняет городской ландшафт и привычную жизненную среду горожан. Такие масштабные проекты, как МЦК, не только меняют привычные для пользователей общественного транспорта маршруты, но и создают новые, более быстрые и удобные траектории для поездок. Однако для формирования новых привычек требуется время. Возникает вопрос: как ускорить процесс интеграции нового объекта в привычное пространство жизнедеятельности горожан? Ведь в ряде случаев от этого зависят экономическая и социальная эффективность проекта.

Исследуя стратегии использования транспорта москвичами, мы получаем в результате три группы. Первая – это жители, которые для передвижения пользуются преимущественно различными видами общественного транспорта. Она составляет около 54,5%.

Вторая группа – те, кто пользуется либо личным автомобилем, либо общественным транспортом в зависимости от ситуации. Если быстрее и удобнее добраться до места на автомобиле, они так и поступают. Если на дорогах большие пробки – используют общественный транспорт. Эта группа составляет примерно 23,2% жителей столицы.

Третья группа – москвичи, которые ни при каких обстоятельствах не готовы пересаживаться с личного автомобиля на общественный транспорт, и их выбор обусловлен различными причинами. Доля таких горожан составляет 18,5%.

Поэтому когда говорят о том, что в Москве 80% жителей пользуются общественным транспортом или что в столице 3,5 млн автомобилистов, – в этих цифрах нет противоречия. Просто есть серединная группа, использующая оба варианта для поездок по городу. Таким образом, приоритет на развитие общественного транспорта в Москве, конечно, обоснован.

Но не стоит сбрасывать со счетов и 20% – «бескомпромиссных автомобилистов». Эта группа является жестким противником любых ограничений для автомобилей – от внедрения платной парковки до проектов по запрету   въезда автомобилей в центр Москвы. И хотя она составляет меньшинство, жесткая позиция этой части москвичей обозначает границы в развитии транспортной системы Москвы с приоритетом на общественный транспорт.

Запуск МЦК меняет очень многое в жизни столицы. Появляются новые возможности для выбора места жительства и работы, бывшие депрессивные районы с плохой транспортной доступностью становятся привлекательными. В то же время эти новые возможности для многих жителей совсем не очевидны. В вопросе интеграции новых видов транспорта в общую сеть города немаловажное значение приобретает информационная работа с населением.

Появление даже новой станции метро, не говоря уже о таком крупном объекте, как МЦК, вписаться в привычные маршруты передвижения горожан быстро не может: человек консервативен. Московское центральное кольцо – новое явление для москвичей. Как и любой новый продукт, МЦК нуждается в средствах продвижения.

До населения необходимо донести информацию, какие маршруты передвижения МЦК упрощает, какие новые возможности открывает. Способы донесения информации могут быть аналогичными проектам по информированию туристов: они опробованы и хорошо себя зарекомендовали. Было бы полезно создать интернет-портал МЦК, на котором жители смогли бы получать интересующую информацию и делиться собственными решениями. Применение таких информационно-коммуникационных технологий способно повысить привлекательность градостроительных объектов, а значит, и их экономическую и социальную эффективность.

Алексей Расходчиков,
заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект»