Выпуск 5

Пересадка плюс услуги

Как повысить логистическую и экономическую эффективность транспортно-пересадочных узлов

При формировании концепции развития территории промзоны «ЗИЛ» нами была разработана модель влияния трафика на коммерциализацию. Грамотно выстроенная логистика перемещения пассажиров на всем пути следования должна сочетаться с комфортной именно для данного транспортно-пересадочного узла средой потребления и услуг.

Для достижения положительного экономического эффекта важно прогнозировать долю и качество коммерции, которая будет сосредоточена на конкретном транспортном трафике. В зависимости от места расположения и трафика в одних ТПУ может быть экономически оправдана малоформатная торговля, а вблизи других выгодно строить арендное жилье, офисы или гостиничный комплекс.

Нынешняя экономическая ситуация дает однозначный ответ: построить транспортно-пересадочный узел без коммерческой или жилой инфраструктуры невозможно, это – необходимость коммерциализации всего ТПУ. Но если строительство жилья не вызывает сомнений: оно хорошо продается, то целесообразность постройки новых офисов сейчас под большим вопросом: найдутся ли покупатели или арендаторы? Хотя вопрос наличия арендатора – это ставка аренды.

Закончившийся квартал впервые за прошедшие два года дал позитивные тренды в офисном сегменте. Уровень пустующих офисных площадей уменьшился с 3 млн 200 тыс. кв. метров до 2 млн 800 тыс. Это показатель улучшения состояния бизнеса? Скорее, нет. На данные повлияли снижение арендной ставки и снижение объемов ввода новых офисов: основные сделки, происходящие на рынке, совершаются путем переезда из одних офисов в другие.

Существует мнение, что в Москве недостаточно рабочих мест. Я считаю это заблуждением. Точек приложения труда избыточно, потому что в столице помимо москвичей работает еще треть жителей Подмосковья, да и доля приезжих из других регионов и стран достаточно большая. Половина всех офисов города сосредоточена внутри ЦАО, а периферийные бизнес-центры пустуют. Интеграция новых видов транспорта в единую транспортную систему столицы, создание крупных ТПУ позволит в будущем решить эту проблему.

Произойдет активизация имеющихся, и будут созданы новые деловые и общественные центры, которые позволят жителям близлежащих территорий найти работу рядом с домом.

Создание транспортной инфраструктуры должно опережать строительство жилья. Не совсем точно утверждать, что повсеместно происходит обратное. Например, на юго-западе была построена станция метро в чистом поле, так же было и с «Братиславской», хотя эти примеры немногочисленны.

Наземный городской трафик должен быть привязан к центрам жилых застроек, должен предоставлять возможность наименее быстрого и удобного способа доставки пассажиров до станций скоростных линий. Есть примеры, когда остановки автобусов, которыми заменили маршрутки, оказались расположены вовсе не там, где сосредоточены пассажирские потоки, а в узких проездах сами автобусы становятся маломаневренным транспортом. Как поступают при этом люди? Пользуются услугами такси и частных перевозчиков. Это создает дополнительный автомобильный трафик. Значит, эффект от реформы обратный, и требуется анализ ситуации и принятие другого решения.

Не устаю повторять, что попутная торговля должна быть качественной. Если пассажиру необходимо приобрести самые ходовые товары, он должен иметь возможность сделать это во время поездки на общественном транспорте или у конечной на его маршруте станции. Иначе он вынужден идти, а то и ехать в супермаркет, а это тоже дополнительные потоки и дополнительный транспортный трафик. При этом мы знаем, что сетевая торговля ни в одной стране не покрывает всех потребностей населения.

Пассажир в пути должен быть обеспечен попутной торговлей. У каждой станции метро или МЦК, на территории пересадочного узла необходимо обеспечить такую услугу. Это улучшит потребление и решит массу проблем, в том числе транспортных. Мы так много внимания уделяем пересадочным узлам, чтобы еще в процессе строительства спрогнозировать их экономический эффект. Но ставка только на торговлю при создании ТПУ – решение неверное. Тогда нивелируется главное назначение пересадочного узла.

Строительство транспортно-пересадочных узлов с включением в их структуру жилья, офисов, гостиниц, торговых объектов, парковок, развлекательных центров создает новые рабочие места и повышает качество жизни в зоне своего охвата. Но этот процесс должен быть экономически выгодным для всех, а значит, четко просчитанным.