Работа рядом с домом

Создание точек приложения труда – составная часть концепции сбалансированного развития территорий

Территории вблизи Московского центрального кольца необходимо включать в дальнейшее активное градостроительное развитие. Однако подходить к этому вопросу нужно на основе комплексного подхода (применяется ИРИГП НИУ ВШЭ), предусматривающего определение инвестиционно-градостроительных приоритетов развития и выявлении якорной функции территорий.

Прежде всего необходимо определить оптимальный баланс между местами проживания и приложения труда каждого конкретного планировочного района, реорганизуемой территории. Здесь важно понимать, какие рабочие места наиболее востребованы в настоящее время и будут востребованы в будущем. Для этого мало построить офисы или жилые здания. Необходимо еще на этапе предпроектных разработок проводить комплексные маркетинговые и форсайт-исследования для определения:

  • наиболее востребованных с учетом конъюнктуры рынка видов экономической деятельности, которые возможно развивать на проектируемой территории;
  • спроса и предложения на разного рода социальные и коммерческие услуги населения;
  • спроса и предложения на рынке жилой и коммерческой недвижимости;
  • прогнозируемых перспективных направлений развития экономики и общества в будущем.

В зависимости от результатов подобного комплексного исследования необходимо формировать новую городскую среду, удобную для всех групп населения, которые будут пользоваться этой территорией.

Например, в Сколкове одно из приоритетных направлений – создание международного медицинского кластера. Но мы понимаем, что один кластер не сможет решить все стоящие перед ним задачи. Необходимы локально распределенные филиалы этого кластера, которые будут отвечать за те или иные направления медицинских исследований. Важно искать функцию и понимать, кто заселит эти территории и будет там же работать.

Время диктует необходимость развития новых форматов жилой недвижимости (арендного жилья), как это происходит во всем мире.

По поводу торговой функции внутри транспортнопересадочных узлов. Бесспорно, это необходимо. Но торговые объекты в ТПУ призваны выполнять обслуживающие функции, они не должны превратиться в формат торговых центров, которые будут останавливать потоки и создавать дополнительную нагрузку на ТПУ.

Полностью отказываться от услуг небольших торговых точек вблизи станций метро и в структуре ТПУ тоже не стоит. Необходимо создавать условия для деятельности малого бизнеса. Варианты есть. Например, в СанктПетербурге на Сенной площади снесли все палатки, при этом сконцентрировали самые разнообразные торговые услуги (бытовые, питания и пр.) на первых этажах зданий. Правда, эти торговые точки не всегда выглядят презентабельно, но это отдельный и решаемый вопрос благоустройства территорий и формирования единых стандартов оформления фасадов зданий, торговых вывесок и т.д.

Евгений Плисецкий,
заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ