Выпуск 5

Рельсовый каркас Москвы

Наземный транспорт столицы нуждается в кардинальном развитии

По подсчетам транспортных аналитиков АИКОМ, в зоне пешей доступности станций метро проживают только 27% жителей Москвы. Жилье остальных 73% горожан расположено от метро в 700 и более метрах, они вынуждены добираться до станции на наземном транспорте. Следовательно, для двух третей москвичей наземный транспорт – важнейший элемент общей системы городского общественного транспорта, без которого они ее просто не воспринимают.

Построить станцию метро в пределах 700 метров от каждого дома – задача нереализуемая, значит, необходимо искать иные возможности для обеспечения надежным транспортом всех жителей города.

Раньше в приоритете находилось только метро. С запуском Московского центрального кольца в городе фактически появился новый вид транспорта, который по комфорту поездки значительно превосходит метро. Например, уровень шума в «Ласточках» составляет всего лишь 65 Дб (в метро – 100 Дб), качество воздуха выше, больше сидячих мест.

При этом срок модернизации протяженной линии и стоимость работ в 3–4 раза меньше, чем для аналогичной линии метро: километр МЦК обошелся в 1,85 млрд рублей, расходы на один километр линии метро составляют 5–7 млрд рублей. Мы получили гораздо лучшее качество за значительно меньшие деньги. Так, может быть, средства, которые уходят на строительство подземки, переориентировать на модернизацию остальных существующих железнодорожных линий? Тогда всего за 4–5 лет мы получим еще 250 км линий, 112 станций скоростного внеуличного транспорта наивысшего комфорта, полностью доступного для маломобильных граждан, и сможем обеспечить скоростным транспортом районы без метро, расположенные вдоль железнодорожных линий.

Скачок в развитии необходимо сделать и в отношении трамвая. Тогда все три вида рельсового транспорта – метро, МЦК и трамвай – смогут образовать рельсовый каркас, который обеспечит качественный сервис в 700-метровой доступности практически от каждого дома. Принципиальные преимущества рельсового транспорта – надежность, гарантия движения без заторов

и практически без ДТП благодаря выделенным рельсовым путям, на которые не заезжает посторонний автотранспорт, максимальная экономичность (один водитель перевозит в 3–25 раз больше пассажиров, чем безрельсовый транспорт), экологическая чистота, высокая плавность хода, низкий уровень шума и вибрации при поездке по сравнению с автобусом.

Имеется обширный международный опыт конвертации старого трамвая в современный и стремительный легкий рельсовый транспорт, через который прошли десятки городов других стран. За последние 30 лет трамвай обрел новую жизнь в 130 городах мира, включая Париж, Лондон, Вашингтон.

Те, кто был в Стамбуле, знают, что именно трамвайные маршруты охватывают все знаковые места города и там возле главных достопримечательностей расположены не станции метро, а трамвайные остановки, так как трамвай обеспечивает быстрый и удобный сервис с качеством, аналогичным метро. В Берлине трамвайная сеть работает не хуже, чем метро.

Москва – мегаполис, поэтому давайте сравним нашу столицу с Лос-Анджелесом. В этом мегаполисе темпы развития легкого рельсового транспорта в четыре раза превышают темпы развития метро: с 1990 года построены 141 километр ЛРТ и всего 36 километров метро.

Я не имею в виду, что через весь город нужно ехать именно на трамвае. Однако легкий рельсовый транспорт, стоимость которого на километр линии в несколько раз меньше, чем метро, может решить задачу по обеспечению надежным и качественным обслуживанием всех районов города, удаленных от подземки, наладить связь на участках между линиями метро и железной дороги, обеспечить гарантии движения по хордовым направлениям.

Такие районы, как Куркино, Северный, Дмитровский, Бибирево, Лосиноостровский, Ярославский, Головинский, Гольяново, Ивановское, Хорошёво, Можайский, Ленинский проспект, Очаково, Бирюлево, Вешняки, а также территории «новой Москвы», удаленные от метро, могут быть в течение 3–5 лет обеспечены надежным рельсовым транспортом. При этом мы наконец забудем про транспортные заторы.

Для этого необходимо принципиальное решение о кардинальном развитии ЛРТ и перенаправлении значительных средств, расходуемых на метрополитен, на более эффективные виды транспорта – городскую железную дорогу и легкий рельсовый транспорт.

Александр Морозов,
старший руководитель проектов, сектор транспортной инфраструктуры, АИКОМ.