Выпуск 5

Стройка без конфликтов

Взаимодействие с населением районов строительства – ключевой аспект успешности реализации масштабных градостроительных проектов

С 2014 года сотрудниками Центра социологии управления и социальных технологий ИС РАН проводятся исследования отношения населения города Москвы к строительству транспортных инфраструктурных объектов, в том числе транспортно-пересадочных узлов. В данных исследованиях предметно изучается феномен возникновения социальной напряженности в районах строительства, который проявляется в образовании социальных групп, выступающих как за строительство, так и против него. В научном плане речь идет о выяснении социальных причин такого явления и его последствиях как для города, так и для районов. В практическом плане материалы исследования призваны содействовать упреждению неблагоприятных последствий путем подготовки и проведения профилактических мероприятий.

Проведенный анализ позволяет сделать значимый вывод: главной причиной возникновения напряженных отношений между строителями и населением в связи со строительством новых объектов является несогласованность позиций между городскими и районными органами власти. Именно эта несогласованность делает решение такой частной, но важной общегородской задачи, как строительство транспортных объектов, конфликтной.

В районах, где не решены и годами не решаются насущные проблемы улучшения среды обитания, навязываемое сверху строительство рассматривается как вмешательство в эту среду, которое ни к чему хорошему не приведет. Именно поэтому в районах создается атмосфера негативного отношения к строительству. 

Ни много ни мало почти треть опрошенных (27%) устойчиво и постоянно не удовлетворены текущим состоянием их местной среды обитания. Но при более детальном анализе оказывается, оо наиболее актуальными являются проблемы не местного, а общегородского характера: высокий уровень шума и загазованности воздуха (45%), экологические проблемы (34%) и проблемы транспортного развития (33%). Данные вопросы оказались значимыми для всех районов, участвовавших в опросе.

Еще одной социально важной проблемой для жителей этих районов является неудовлетворенность качеством предоставляемой населению медицинской помощи (40%). Проблема благоустройства района вообще волнует более 2/3 опрошенных жителей (72%). Это прежде всего благоустройство придомовых территорий, строительство объектов социальной и развитие транспортной инфраструктуры. И это независимо от строительства каких-либо ТПУ.

Также в районах выявлен и ряд других проблем, требующих разрешения, – это вопросы, связанные с общей безопасностью и наплывом мигрантов, проведением точечной застройки, организацией более эффективной шумозащиты от дорог и метро, переносом заправок в отдаленные места от жилых кварталов и, в итоге, улучшением работы местных органов власти. Все эти темы также не относятся к компетенции строителей. Они должны быть обсуждены и решены на уровне Правительства Москвы прежде, чем строители появятся с техникой на отведенных местах.

Жители районов, участвовавших в опросе, критически оценивают сложившуюся ситуацию в транспортной инфраструктуре города. К тому же подавляющее большинство опрошенных пользуются общественным транспортом (77%), для многих из них (62%) он является основным (единственным) средством передвижения. Респонденты, проживающие в непосредственной близости от будущего места застройки, интенсивнее остальных используют общественный транспорт для поездок по городу. Поэтому им небезразличны перспективы улучшения организации работы городского транспорта в связи со строительством ТПУ.

Большинство опрошенных (62%) хотели бы работать ближе к дому. Примерный социально-демографический портрет желающего работать ближе к месту своего проживания выглядит следующим образом: это представитель молодого поколения (до 25–35 лет), с образованием выше среднего и работающий в коммерческой сфере. В этой связи целесообразно учесть социально-профессиональный профиль желающих найти работу в своем районе и при проектировании ТПУ. Под этим углом зрения нужно рассматривать и проекты перспективного развития города и районов, включая строительство объектов социальной, спортивной и культурной инфраструктуры.

Единого мнения в вопросе поддержки планируемого строительства ТПУ среди жителей обследованных районов не выявлено. Как показали результаты опроса, доля респондентов, положительно оценивающих перспективы строительства ТПУ в районе их проживания, составляет 39%. Еще 19% в целом позитивно восприняли факт строительства, но с учетом обязательного проведения благоустройства территорий, прилегающих к зоне строительства. Сомнения в отношении необходимости данной стройки высказали 11%, а категорично настроены против реализации данных проектов 21%.

Сравнительный анализ показал, что социальную ситуацию в обследованных районах нельзя считать благоприятной. Наиболее представительной оказалась группа сторонников строительства (58%), но и противников строительства выявлено не так уж мало (21%). Особо следует уделить внимание району Выхино–Жулебино, где планируется построить два ТПУ («Косино» и «Ферганская»). Здесь ситуация несколько сложнее и уже сегодня носит предконфликтный характер: уровень протестной деятельности оказался высоким. Доля противников строительства в два-три раза выше, чем в других районах (30% против 10–14%).

Несмотря на то что группа протестующих не является самой многочисленной, уровень протестной активности у нее достаточно высокий. Это обусловлено недоверием к официальным органам власти и управления и ориентированностью на общественные организации, функционирующие в районах и в городе с высокой степенью готовности к таким формам борьбы за свои интересы, как выход на митинги и пикетирование. Среди противников строительства выявлено больше представителей среднего поколения (35–54 лет). Чаще это женщины с высшим образованием и мужчины, работающие как в коммерческом секторе, так и в государственных (муниципальных) организациях, правда, с относительно низким уровнем материальной обеспеченности.

Следует отметить и то, что среди жителей, проживающих в непосредственной близости от территорий, где планируется реализация проектов строительства ТПУ, уровень протеста выше, чем среди остальных жителей (26% против 19%).

В целом, что отрадно, жители Москвы продемонстрировали весьма высокий уровень готовности к участию в процессе согласования интересов (23%). Однако стоит отметить, что их весомую часть составляют противники строительства. Можно предположить, что для последних основная цель таких встреч состоит не в попытке нахождения взаимоприемлемого решения, а в стремлении вообще запретить строительство на данной территории.

Одним из ключевых факторов, влияющих на формирование отношения к строительству, является оценка жителями тех социально-экономических и экологических последствий, к которым, по их мнению, может привести реализация проектов ТПУ в районах. Если житель считает, что строительство улучшит среду жизнедеятельности, то и восприятие им проекта положительное. Если он уверен, что стройка ухудшит ситуацию в районе, то и отношение к ней отрицательное. То есть заранее занятая позиция «за» или «против» строительства определяет дальнейшие шаги и оценки.

Положительные изменения от реализации транспортных проектов жители связывают в первую очередь с качественными изменениями в системе транспортного обслуживания. По мнению 40% опрошенных, после реализации строительства ситуация в данной области существенно улучшится. Пессимистически настроено только 23% опрошенных: они считают, что строительство негативно отразится на транспортной ситуации в районе.

В ситуации, когда пока еще отсутствует разработанный вариант(-ы) проекта строительства ТПУ, жителям было затруднительно дать конструктивные предложения в проект. Поэтому они носили больше социально-организационный характер: проведение информирования, учет общественного мнения и т.д. Наиболее конкретные пожелания были получены от сторонников строительства, особенно тех, кто обеспокоен благоустройством территории. Привлечение данной группы в ходе согласования интересов позволит начать диалог по поиску и выработке взаимоприемлемых решений.

Чтобы избежать возможных негативных последствий при строительстве новых объектов, необходимо более внимательно отнестись к вопросу их интегрированности в существующую в районе транспортную систему с целью улучшения работы транспорта (на территории и со смежными районами), к решению проблем загруженности дорог и освобождения придомовых территорий от автомобилей. Многие поступившие от жителей предложения являются вариантами благоустройства территории района по окончании строительства, которые следует учесть уже сейчас.

Результаты мониторинга, проведенного нами в 2014–2015 годах в районе ТПУ «Ферганская», позволяют сделать вывод, что общественные слушания заметно влияют на формирование позитивного отношения к строительству. После проведения слушаний отношение местного населения района Выхино–Жулебино к проекту строительства несколько улучшилось. Это произошло за счет снижения уровня опасений и повышения уровня ожиданий в отношении благоустройства территории района. Протестный потенциал местного населения снизился, но все равно остается на высоком уровне (31%).

Следует отметить и растущий уровень общественного доверия к инициативным группам жителей: почти половина опрошенных респондентов доверяют им. В ситуации, когда доверие к органам власти продолжает снижаться (с 17 до 11%), а информация, полученная от них, воспринимается негативно, взаимодействие с инициативными группами позволит более эффективно проводить процесс согласования интересов и доводить до местного населения информацию по существу. Помощь в организации такого взаимодействия могут взять на себя специалисты, имеющие опыт разрешения городских конфликтных ситуаций.

Для обеспечения жителей полноценной информацией необходимо использовать различные информканалы, но предпочтение жители отдают специализированному интернет-сайту. Число сторонников этой идеи выросло с 37 до 43% (по результатам мониторинга общественного мнения в отношении строительства ТПУ
«Ферганская»).

В целом необходима подготовка системы профилактических мер, направленных на снижение социальной напряженности в районах строительства: во-первых, разработать систему информирования населения  о планируемых предпроектных и проектных работах; во-вторых, подготовить и провести публичные слушания по социально значимым проблемам строительства; в-третьих, провести обсуждение предварительных вариантов проектов с той частью местного населения, которая готова к конструктивному взаимодействию; в-четвертых, выявить состав членов инициативных групп, выступающих против строительства, и разработать методику диалога с ними. Данные действия не только позволят снизить социальную напряженность, но и будут способствовать заполнению информационного вакуума объективной и достоверной информацией о проекте строительства и организации конструктивного взаимодействия органов власти, строителей и населения.

При составлении блоков программы социологического сопровождения строительства ТПУ необходимо сделать упор на следующие аспекты: влияние проекта строительства на среду обитания, на разработку адекватной информации о той роли, которую выполняет проект в части улучшения транспортной обстановки в районе и городе, на то, какие именно мероприятия по благоустройству запланированы в ходе реализации строительства и как они будут выполняться, какую социальную нагрузку берет на себя данное строительство, какую поддержку оказывают различные социальные группы. Отдельно необходимо проработать вопросы, связанные с притоком мигрантов в ходе проведения строительных работ, и мероприятия по сохранению благоприятной экологической ситуации в районе.

Параллельно с проведением информирования необходимо начать подготовку к публичным слушаниям. Целесообразно создание различных информационных материалов: информационные визуальные стенды, сформулировать ответы на вопросы жителей. Для этого целесообразно проанализировать жалобы, поступившие в районную управу по поводу запланированного строительства, и составить список ответов, подкрепленных фактологической информацией.

Предоставляемая информация должна быть проста для понимания как по форме, так и по содержанию для лучшего ее восприятия местными жителями. Целесообразно создать журнал вопросов и ответов, куда можно будет записывать вновь поступающие вопросы. Такая подготовка должна вестись совместно с органами местной власти (префектурой округа и районной управой).

Работа по подготовке к проведению публичных слушаний требует привлечения местных жителей из числа тех, кто готов и способен конструктивно обсуждать варианты транспортных проектов. Результаты исследования показали, что такие жители есть. Это в первую очередь те, кто положительно оценивает строительство и стремится получить гарантии по благоустройству района. Именно с данной категорией необходимо наладить общение в первую очередь. Их привлечение позволит не только обсуждать варианты проекта, но и способствовать формированию положительного отношения к строительству в целом.

Предпосылкой для привлечения их к обсуждению вариантов проекта ТПУ может стать приглашение к обсуждению вариантов благоустройства района. Это объясняется тем, что помимо общих проблем, волнующих население района в целом, их беспокоят проблемы, связанные с ведением самих строительных работ на площадке (шум, работы в ночное время, мусор, грязь и т.д.). Поэтому при выходе строителей на площадку им необходимо иметь на руках весь комплект исходно-разрешительной документации и строго соблюдать нормы ведения строительных работ.

Несмотря на то что противники строительства ТПУ уступают в численности сторонникам, необходимо попытаться наладить с ними диалог через формирование контактных групп, которым протестующие доверяют, с последующей организацией встреч данных групп  с органами местной власти и заказчиком строительства. Отсутствие внимания к данной категории может привести к выходу протестующих жителей на стройплощадку и проведению пикетов. Особенно характерна данная ситуация для района Выхино–Жулебино.

Важную роль в формировании протестного настроения играют органы власти. Результаты нашего исследования показали неспособность, а то и нежелание местных властей донести до жителей адекватную информацию о планируемом строительстве. По результатам встреч с представителями органов власти у жителей нередко создавалось негативное впечатление о проекте. Более того, оно усиливалось той информацией, которая преподносилась жителям через местные средства массовой информаици.

Целесообразно в ходе процесса согласования интересов и для подготовки к проведению публичных слушаний подключать специалистов, имеющих опыт такого рода деятельности. Это способствовало бы более успешной организации диалога между всеми заинтересованными сторонами. Во-первых, это связано с тем, что данные профессионалы обладают соответствующими навыками и умениями, а во-вторых, уровень доверия населения к таким специалистам достаточно высок (20%), что должно положительно отразиться и на результатах переговоров.

Александр Тихонов,
руководитель центра социологии управления и социальных технологий ИС РАН, д. с. н., профессор

Алексей Расходчиков,

аспирант ИС РАН