Стыковка — это сближение

Пассажир предпочитает комфортную, а главное, быструю пересадку

Сложившаяся в последнее время тенденция проектирования транспортно-пересадочных узлов позволяет этим сооружениям дать такую характеристику: ТПУ – это возможность построить коммерческие площади вне пределов, установленных красными линиями. Поэтому критики расшифровывают аббревиатуру ТПУ как «торгово-пересадочный узел». Я предпочитаю использовать термин в профессиональном понимании – как организацию пересадок между разными видами транспорта.

Мы не открыватели ТПУ, поэтому нелишне вспомнить и оценить опыт предшественников. Первый пересадочный узел между рельсовым транспортом появился в Москве еще в XIX веке, когда рядом с Николаевским вокзалом построили Ярославский. Москвичи оценили удобство по достоинству.

До нас дошли и хорошие примеры метростроения советского периода. Это кроссплатформенные ТПУ для пересадки с одной станции метро на другую. Или кроссплатформенный узел метро–электричка, который существовал на станции «Выхино» в половинчатом виде. По своей организации наиболее удобный вид пересадки между двумя линиями метро, пересекающимися на разных уровнях, – это пересадочный узел «Каховская» – «Севастопольская». Есть, правда, минусы – недостаточная ширина платформ и перехода.

Примерно по аналогичной схеме в СанктПетербурге были построены пересадочные станции «Гостиный двор» – «Невский проспект» и «Площадь Восстания» – «Маяковская», которые до сих пор являются наиболее удобными, потому что обеспечивают возможность быстрой пересадки, за 1-2 минуты. Есть и хорошие зарубежные примеры.

Чем характерны проектируемые и строящиеся в наше время ТПУ? Это сооружения, где для пересадки нужно преодолеть несколько лестничных или эскалаторных подъемов и спусков и еще пройти по переходам. К сожалению, на новом Центральном кольце ни один пункт пересадки не спроектирован таким образом, чтобы обеспечить самое главное – быструю и комфортную услугу.

Есть недостатки состыковок МЦК и с пригородными направлениями электричек. Я вносил предложения по их исправлению. Отрадно, что меня услышали и дали соответствующие поручения. РЖД уже реализовали проект четвертого пути Москва–Крюково, на стадии реализации проекты пятого пути Москва–Лосиноостровская и четвертого пути Москва–Железнодорожный. Ни в одном из этих проектов не была предусмотрена интеграция с МЦК. Железнодорожные платформы остались на своих местах, к некоторым из них приходится добираться тропинками. Сейчас идет перенос некоторых платформ. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. На мой взгляд, отсутствие комплексности повредило проекту, необходимо этот пробел устранить.

Чем хороша новая магистраль, за что проект заслуживает похвалы? МЦК создает совершенно новый для нашей страны стандарт использования железной дороги в городской агломерации. И на территории Москвы еще есть места вне пределов кольца, где этот стандарт можно использовать.

Кирилл Янков,
председатель Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров»