Экспертное мнение

Развитие «Новой Москвы» – в центре внимания профессионалов

ПОЛНУЮ ЯСНОСТЬ ДАСТ ГЕНПЛАН

Какой будет территория «новой Москвы», во многом определит скорректированный Генплан города. Мы понимаем, что это несколько точек роста, это новые центры города, которые будут притягивать людей в противомаятниковом режиме, который сейчас существует. Это современная, интересная архитектура в сочетании с хорошими общественными зелеными пространствами. Это острова урбанизации, скорее, не ковровая урбанизация, а локальная точка урбанизации, где будет застройка плотная, а остальное сохранено как существующий природный ландшафт.

Сергей Кузнецов,
главный архитектор города Москвы


Уверена, в течение ближайших лет «новая Москва» будет развиваться ударными темпами. В целом власти грамотно подошли к самой идее комплексного развития территории, а именно – к созданию нескольких точек роста, которые будут выполнять функцию центров притяжения. При таком планировании территория «новой Москвы» не будет моноцентричной, что позволит избежать перегруженности дорог.

Существует фактор, который в значительной степени тормозит развитие «новой Москвы». Прежде всего, это отсутствие утвержденного Генплана. Очевидно, что не каждый инвестор готов войти в проект, когда неизвестно, что будет рядом – лесопарк или крупная автомагистраль. Проще вложиться в жилой комплекс Подмосковья, где уже есть действующий Генплан и в конце концов покупателя не будет ждать сюрприз в виде того или иного нежелательного соседства. А, как известно, именно со строительством нового жилого комплекса появляются дороги, объекты социальной и коммерческой инфраструктуры и т.д. Поэтому после утверждения Генплана «новой Москвы», вероятно, решить проблему недостатка транспортной и социальной инфраструктуры будет проще, в том числе и при участии застройщиков.

Мария Литинецкая,
генеральный директор компании «Метриум Групп»

 

ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ – ПОЛИЦЕНТРИЗМ

Развитие «новой Москвы» – это возможность перехода столичного региона на функциях полицентризма, когда создается целый ряд центров в разных местах, которые перераспределяют все транспортные потоки по большой территории. Тогда решаются все проблемы, потому что решить их сегодня в границах существующей Москвы, перестроить город на принципах полицентризма невозможно.

Игорь Меламед,
генеральный директор Международного центра развития регионов

 

ПРИВЛЕЧЬ НОВОМОСКОВСКИХ ЖИТЕЛЕЙ НУЖНО РАБОЧИМИ МЕСТАМИ

Главная идея проекта – создание нового качества городской среды для «радости жизни» в единой Москве. Предполагается, что на новых территориях будет создано взаимосвязанное органичное количество мест приложения труда и мест постоянного проживания. Тем самым решается одна из стратегических задач по смещению вектора моноцентрического развития Московского региона в сторону полицентрического.

Одной из целей развития новых присоединенных территорий должно стать создание комфортных условий проживания и большого числа привлекательных рабочих мест. Анализ динамики трудовой миграции показал, что 60% всех занятых в экономике работников на присоединенных территориях участвуют в ежедневной маятниковой миграции, т.е. выезжают за пределы этих районов на работу. Развитие «новой Москвы», по нашей идее, должно заключаться в создании новых перспективных рабочих мест, чтобы жители, уезжающие каждый день на работу в другие районы, смогли трудоустроиться в местах своего постоянного проживания. Более того, развитие «новой Москвы» должно привлечь местами приложения труда и жителей соседних районов, а также обеспечить их комфортабельными жилищными условиями.

Евгений Плисецкий,
младший научный сотрудник Центра региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ


Если смотреть на «новую Москву» более глобально, то даже при решении всех вопросов, связанных с транспортной и социальной инфраструктурами, скоро встанет проблема с рабочими местами. Не думаю, что кто-то сможет назвать крупное строящееся производство на данной территории или иные объекты, готовые принять на работу значительное количество «новых» москвичей.

Павел Осипов,
генеральный директор ООО «Мелиор Строй»

 

ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ – ТРАНСПОРТ И ИНФРАСТРУКТУРА

От простого переноса границы административного образования в краткосрочной перспективе экономическая и трудовая сферы не претерпят изменений. Но в долгосрочной – изменения возможны, и они зависят от градостроительной политики на новых и старых территориях. Если будет развитие транспорта и инфраструктуры на новых территориях, будет и перетекание экономической активности из «старой» Москвы и других районов Московской области.

Татьяна Михайлова,
профессор Российской экономической школы, Ph.D., Pennsylvania State University


Нужно справиться с задачей, которая раньше перед градостроителями не ставилась, – создать ортогональную структуру транспорта. Мало какие магистрали Подмосковья имеют поперечные связки. При проектировании новой системы транспорта потребуется строить не только автомобильные дороги, но и рельсовые системы. В первую очередь надо уделить внимание Калужскому шоссе, осевой составляющей новой территории. Вот если этот узел мы не разрежем, то парадный вход в «новую Москву» будет плохим.

Михаил Блинкин,
директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, профессор

 

БОЛЬШЕ КОМФОРТА, КОГДА ЭТАЖЕЙ МЕНЬШЕ

Идеальный вариант – реализовать в «новой Москве» отличный от «старой» тип урбанизации. Используя преимущества новых территорий, можно сделать пилотный регион, на котором отрабатывать тип ландшафтно-усадебной малоэтажной урбанизации и тем самым привлекать население Москвы для реинвестирования в «новую Москву».

Юрий Крупнов,
председатель Наблюдательного совета АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития»


Вообще, что касается самого проекта «Новая Москва», то в целом я считаю его идею правильной, главное, чтобы воплощение эту идею не погубило. Теоретически сделать «новую Москву» малоэтажной, с широкими дорогами и метро – вполне реально. С одной стороны, новая территория расположена во многом на незастроенных площадях, с другой – уже есть Калужское и Киевское шоссе, Бетонное кольцо. Таким образом, есть свободные пространства для строительства современной инфраструктуры с учетом перспектив развития жилой застройки.

Павел Лепиш,
генеральный директор компании «Домус финанс»

 

СТОЛИЧНЫЕ БЛАГА – НАГРУЗКА НА БЮДЖЕТ

Москва – громадное хозяйство. И сейчас, с присоединением новых территорий, оно удвоено, вобрав в себя частично неосвоенные территории с более сложной структурой, лесами, сельхозугодьями, а главное – с огромным количеством частной собственности, чего нет в Москве. Отдельная тема – московские льготы. Речь идет о сотнях тысяч людей, которые, став москвичами, имеют права на все столичные социальные блага: повышенные пенсии и детские пособия, бесплатный проезд и так далее. Представьте, какая это нагрузка на городской бюджет.

Виталий Можаровский,
специалист по строительству и недвижимости юридической компании «Гольцблат BLP»

 

СОЦИАЛКА ДОЛЖНА БЫТЬ В ПРИОРИТЕТЕ

По поводу социальной инфраструктуры можно сказать следующее: в исторически существующих районах «новой Москвы» жители в достаточной степени обеспечены детскими садами, поликлиниками, школами и прочими объектами. В новых жилых комплексах, в свою очередь, предусматривается собственная инфраструктура. Площадь присоединенных земель огромна, лишь малый их процент застроен, поэтому проекты здесь реализуются, в основном, комплексные: с жильем, коммерческой недвижимостью, той же социальной инфраструктурой. Поэтому, наверное, не совсем корректно говорить об уже якобы существующих острых проблемах на территории, которая, по сути, только начинает развиваться.

Дмитрий Пантелеймонов,
директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп»


Московские школы и детские сады получают гораздо большее финансирование, чем в Подмосковье, в связи с чем и проблем устроить ребенка в сад или школу здесь меньше. Кроме того, нормы по развитию новой территории, которые сейчас закладываются в Генплан, тоже выше – по социальной обеспеченности, транспортной инфраструктуре, рабочим местам и пр. И все эти параметры закладываются в изменяющиеся сегодня проекты планировки больших крупных проектов, реализующихся на территории «новой Москвы». Однако, на присоединенных территориях реализуются в основном масштабные проекты. Да, девелопер обязан построить определенное количество школ, детских садов, поликлиник. В противном случае проект не пройдет согласование и не получит положительного заключения. Однако никто не регламентирует сроки строительства инфраструктуры.

Александр Зубец,
генеральный директор ООО «Новые Ватутинки»

 

СОХРАНИТЬ ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС МОСКВЫ

Из-за расширения столицы под угрозой окажется и так называемый зеленый пояс города. Масса лесов по закону станет землями населенных пунктов, и никто не дает гарантий, что леса сохранят. Около 20% лесов будет отдано под рекреационные зоны, которые при наличии пробелов в законодательстве можно будет застроить коттеджами, превратив в элитные поселения. Согласно Земельному кодексу, земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов. Такова практика. Надо настоять на том, чтобы всем лесам, речным поймам и т.д. был присвоен статус особо охраняемых территорий федерального значения, хотя бы в границах, так называемого, лесопаркового защитного пояса. Тогда нам удастся эти леса сохранить.

Антон Хлынов,
член Московского городского общества защиты природы

 

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ – ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Расширение границ такого большого города, как Москва, требует согласованной работы всех органов государственной и муниципальной власти при активном содействии и общественном контроле жителей столицы и Подмосковья.

Разграничение полномочий между органами местного самоуправления присоединенных территорий и Москвой требует специального урегулирования. Особый статус Москвы и специфика ее административного устройства отличаются от классической модели местного самоуправления, применяемого в Подмосковье. Например, если в Подмосковье городские округа или муниципальные районы являются самостоятельными органами муниципальной власти со своими полномочиями, выборностью, компетенцией и пр., то в Москве их условные аналоги, префектуры и управы являются вертикально интегрированной частью Правительства Москвы.

Изменение границ населенного пункта по своей сути есть изменение документации территориального планирования (Генеральный план города). Это означает, что новый Генплан должен быть вынесен на публичные слушания, как в Москве, так и во всех населенных пунктах присоединенных территорий. Проведение публичных слушаний является обязательной процедурой, правда, результаты таких слушаний носят рекомендательный характер.

Сергей Казинец,
партнер юридической фирмы «АВЕЛАН»

 

Источники:
kommersant.ru
rbc.ru
nam.info
rabota.ru
moscowbig.ru
gazeta.ru
bfm.ru