Выпуск 2

Как растут города?

Обзор мировой практики развития городов

ТРАНСГРАНИЧНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ

Международный город. Женева – город, играющий значительную роль на международном рынке, на его территории расположены штаб-квартиры многочисленных интернациональных организаций. Каждый день границу кантона Женева пересекают 550 000 человек. Маятниковые миграции спровоцированы существенными различиями между стоимостью жизни во Франции и в Швейцарии. С точки зрения качества предложения жить удобно во Франции, а работать – в Женеве. В результате возникла естественная трансграничная моноцентричная агломерация, которая охватила кантон Женева, кантон Во, а также территории Франции. Население самого кантона Женева меньше численности ежедневной миграции, и территория столкнулась с рядом проблем – перегрузкой транспортной системы, дисбалансом жилья и рабочих мест на территории Франции и Швейцарии, проблемой сохранения природных и сельскохозяйственных ландшафтов.

Удобство передвижения. Проект «Большая Женева» был утвержден в 2012 году. Согласно проекту, в состав Большой Женевы вошли кантоны Женева и Во, а также ряд территорий, граничащих с Францией. В ходе развития территории были поставлены следующие цели: развить мультимодальную транспортную систему; устроить «перебалансировку», создав к 2030 году 100 000 новых рабочих мест, в том числе для квалифицированных специалистов; развить бизнес-кластеры, города ремесел; создать трансграничный образовательный центр; повысить качество и разнообразие предложения на рынке жилья, внедрить стандарты устойчивого развития, популяризовать новые типы проживания; сохранить сельскохозяйственные земли и укрепить положение сельскохозяйственного сектора локальной продукции.

Отдельного внимания заслуживает проект Mobilités 2030, который демонстрирует, как существующие ограничения могут быть преодолены путем создания синергии между пешеходным и велосипедным движением, автомобилями, мотоциклами, общественным транспортом и специализированным движением.

ГОРОД КАК ДИЗАЙНЕРСКИЙ ПРОДУКТ

Причины роста города. Китай стал первой из азиатских стран, выбравших для своего развития стратегию децентрализации. Так в 1958 году была сформирована Столичная зона Шанхая, а первым городом-спутником стал Мингнанг. На удалении 20-70 километров от центральной части Шанхая постепенно появилось несколько небольших самодостаточных поселений, устроенных следующим образом: селитебные территории располагались вокруг производственных предприятий или зон торговли. Первые шесть городов-спутников были построены к середине 1980-х, еще шесть – позже, они удалены от исторического города.

Развитие столичной зоны. В постиндустриальный период курс, взятый в середине ХХ века, не изменился, города-спутники и сегодня продолжают развиваться. В мастер-плане Нового Шанхая появился концепт «Модель 1-9-6-6», позволившая достаточно сильно изменить иерархию районов Шанхая и переселить миллион горожан из центра. Эта многоуровневая модель подразумевает, что один центр ориентирован на сектор услуг, его окружают девять децентрализованных «ключевых городов», за которыми закреплена роль административных центров (от 300 000 до миллиона жителей), 60 малых городов (от 50 000 до 150 000 жителей) и 600 деревень (2 000 жителей).

Как выселить миллион жителей за пределы центра? Новые селитебные территории стали брендом. Девелоперы попытались сконструировать в новых районах уникальную идентичность: теперь здесь можно различить черты европейских городов – испанского, итальянского, немецкого, голландского, скандинавского, английского. Один из примеров – город Сунцзян, расположенный на востоке Шанхая, повторяющий приметы английской субурбии.

Сейчас новые поселения Шанхая или уже связаны с центром города линией метро, или обязательно наладят сообщение к 2020 году. При этом стоит констатировать, что многие спутники уже пустеют, постепенно превращаясь в города-призраки. Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, отталкивает экзотичность новой архитектуры, ориентированной на людей с высоким доходом. Во-вторых, западные концепции на самом деле мало соответствуют китайским стандартам, культуре и философии. В то же время эта уникальная среда вызвала неожиданную реакцию – здесь стал процветать свадебный бизнес: в городке сейчас находится 19 свадебных студий и художественные галереи, которые предлагают всем желающим устроить европейскую свадьбу.

МЕТРОПОЛИЯ: 40 ПОСЕЛЕНИЙ

Расширение площади пригорода. С начала ХХ века в Токио наблюдался стремительный рост населения, уже в 1920 году его численность достигала 3,3 миллиона жителей. Великое землетрясение Канто в 1923 году разом уничтожило более 60% застройки, что послужило причиной резкого увеличения численности населения в новых пригородных районах. Быстрая индустриализация времен Первой мировой войны и увеличение мобильности населения поспособствовали запуску трамвайной и железнодорожной сети, позволили создать условия для расширения пригородных территорий.

Только в начале 1930-х годов был поднят вопрос, связанный с организацией самого Токио. К этому времени основные подцентры – Сибуя, Синдзюку и Икенбуруко – уже развивались стихийно. Оформившаяся в конце XIX – начале ХХ века система железнодорожного сообщения стала базой для естественного развития урбанизированных точек роста, которые возникали на пересечениях основных радиальных магистралей с окружными железными дорогами. На характер устройства метрополии повлияло европейское градопланирование и в частности концепция города-сада.

В 1951 году был создан Национальный комитет капитального строительства, который предложил схему развития городов-спутников, а также идею закрепления статуса зеленого пояса за территорией вокруг Токио. Пояс должен был предотвратить тотальную урбанизацию, однако не смог сдержать город от расползания.

Токийская агломерация. С начала 1970-х годов появилась цель сформировать Токийскую агломерацию – «многополярную городскую структуру». Смысл этого мероприятия состоял в децентрализации и разгрузке функционально насыщенного административно-делового района. Решающую роль в этом процессе сыграли подцентры и города-спутники. Агломерация была зонирована концентрически, в результате выделили пять зон: центральную, зону ревитализации, урбанизации, коллаборации центральных городов, природной среды и прибрежную зону Токийского залива. Центральная зона предполагает развитие нескольких подцентров на базе тех, что уже развиваются естественным путем. Вблизи сложившихся хабов и транспортно-пересадочных узлов началось развитие деловых центров. Децентрализацию поддержало и правительство Токио, переехав из перегруженного делового района Маруноути в новый бизнес-центр – Синдзюку. Так же поступили несколько университетов, в том числе Цукубский университет.

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Причины децентрализации. В Большом Лос-Анджелесе самая высокая плотность населения – результат распространения дисперсной индивидуальной застройки и расползания городов за счет сельских территорий. Все основные функции вроде финансовых или развлекательных не сосредоточены в одном центре, а пропорционально распределены по всему городскому пространству. В начале ХХ века единое железнодорожное сообщение связало систему небольших городов Восточного побережья, таким образом, была создана устойчивая система. С автомобилизацией промежутки между городами стали заполняться, территория начала постепенно приобретать свой современный облик.

Стратегия присоединения территорий. В конце ХХ века в этом районе была обнаружена нефть, как следствие, началось развитие промышленности, стал заметен приток рабочих. Регион известен своей засушливостью и дефицитом воды, что в 1913 году заставило Лос-Анджелес принять ряд решений. Ради строительства знаменитого акведука городу пришлось приобрести восточную часть гор Сьерра-Невада. Чтобы получить доступ к новому источнику воды, референдумом горожан, живущих в долине вокруг акведука, было решено войти в состав Лос-Анджелеса. Это увеличило территорию города в три раза. Лос-Анджелес и далее аннексировал небольшие города и территории вокруг, однако при этом каждый раз учитывал пожелания местных жителей – перед очередным шагом по расширению проходил референдум. За полуторавековую историю к территории города было присоединено 292 участка, а с середины ХХ века – 180. Процессу урбанизации территорий сопутствует необычайный рост количества жителей. Это происходит потому, что здесь плодотворно развивается бизнес. В итоге Большой Лос-Анджелес стал третьей метрополией в мире по ВВП после Нью-Йорка и Токио. Город продолжает расползаться, но представляет собой не моноцентричную субурбию, а диверсифицированное децентрализированное пространство.

Большой Лос-Анджелес развивался естественным путем, без применения каких-либо градостроительных решений. Никто из управляющих органов не озаботился созданием единой стратегии, но в регионе создаются организации, которые занимаются самыми разными вопросами: обеспечением города водой, сокращением численности бедняков, бездомных, защитой от насекомых и т.п. Транспортная структура в этом регионе одна из самых развитых в США, здесь работает вторая по загруженности легкорельсовая система.

СОНГДО: БОРЬБА ЗА ГОРОЖАНИНА

Опыт городов-спутников. Как и многие другие мегаполисы, во второй половине XX века Сеул предпринял попытку децентрализации, построив вокруг ряд городов-спутников. Первые города, среди которых был, например, Соннам, оказались несостоятельными, поскольку могли предложить потенциальным жителям лишь жилье, не обеспеченное ни рабочими местами, ни социальной инфраструктурой, ни эффективной транспортной системой для оптимизации ежедневных поездок в материнский город. После строительства системы метрополитена в 1973 году эти города стали развиваться гораздо активнее. С 1960 по 1980 год доля занятых на производстве в центральном деловом районе Сеула уменьшилась с 17,5% до 5,7%. В итоге в Сеуле значительно снизилось число рабочих мест и количество населения.

Конкуренция между новыми городами. К концу ХХ века конкуренция между городами увеличилась. Для привлечения людей одного жилья, объектов культуры и обслуживания, хороших показателей, связанных с транспортной доступностью, стало недостаточно. В это время на арену вышли «умные» города как центры инновационности и прогресса. В 2000 году правительство Сеула решило построить новый деловой район Сонгдо возле международного аэропорта в 65 километрах от Сеула. Чтобы скорее оживить город и привлечь международное сообщество, девелоперы инвестировали в высококачественные международные образовательные центры. Было запланировано, что в 2014 году откроются кампусы четырех университетов, в том числе Государственного университета Нью-Йорка, Университет Стоуни-Брук, Университета Джорджа Мейсона и Университета штата Юта. Планируется открыть и международные средние школы. Строительство Сонгдо должно завершиться к 2017-2018 годам.

Сонгдо является прототипом будущих корейских городов, своеобразной площадкой апробации «умных» технологий управления городом. Город оснащен датчиками, контролирующими температуру, потребление энергии и транспортные потоки. При разработке технологических новшеств учитывается состояние и потребности окружающей среды. Тем не менее, с большой вероятностью можно предположить, что процесс заселения будет проходить медленнее, чем предполагалось. Сейчас город обжит менее чем наполовину; занято менее 20% коммерческих офисных помещений. Усилия и затраты девелоперских компаний, направленные на создание нового, «умного города», не всегда оправдываются.

«ИНАЯ МЕТРОПОЛИЯ»

Драйверы развития. Чтобы улучшить неблагоприятное социально-экономическое и экологическое состояние, наблюдаемое в жилых кварталах с высотной застройкой в Рурской области, в начале 1990-х был запущен целый ряд государственных программ: «Городские округа с особыми потребностями для развития», «Социальный город» и др. Старое название Рур было упразднено, и в настоящее время область Германии позиционирует себя как метрополия Рура, показывая структурные изменения, которые уже произошли, и те, которые еще предстоят.

Что касается регионального уровня, то здесь основным драйвером развития является культура. Именно культурная столица оказывается тем магнитом, который способен привлечь квалифицированную рабочую силу на ту или иную территорию в эпоху экономики знаний. Рур сам по себе давно озабочен вопросом накопления интеллектуальных ресурсов, этот процесс проходил в несколько этапов, начиная с 1960-х. За это время на территории было открыто 36 вузов (в том числе 7 университетов); привлечение новых высокотехнологичных индустрий, которые помогли сформировать центры создания рабочих мест; диверсификация индустрий – созданы технопарки и инновационные центры; регионализация, укрепление связей между поселениями, а также развитие парков, объектов для проведения досуга и т. д.; актуализация культурной повестки дня, переосмысление индустриального прошлого.

Четыре момента. Сейчас метрополию характеризуют четыре момента. Во-первых, речь идет об открытости инновациям и глобальной конкурентоспособности, что поддерживается благодаря деятельности местных компаний и научно-исследовательских институтов, а также квалифицированных работников умственной сферы. Во-вторых, это функция «шлюза» – наличие международных объектов: аэропорта, ярмарки, конгресс-центра и т. д. В-третьих, метрополия наделена возможностью принятия решений и осуществления рулевого управления (здесь находится резиденция правительства, штаб-квартиры компаний). В-четвертых, здесь реализуется символическая функция: территория уже завоевала международный престиж, здесь проводятся значимые культурные мероприятия, апробированы и применены международные стандарты среды. Эти четыре пункта позволяют сказать, что по сравнению с другими мировыми или европейскими мегаполисами Рур далек от типичной метрополии, скорее эту область можно назвать «иной метрополией».

© КБ «Стрелка»