Выпуск 2

Курсом полицентризма

Комплексные градостроительные решения становятся визитной карточкой новых территорий

Территориальные схемы развития ТиНАО, которые утверждены столичными властями, определяют перспективы развития «новой Москвы» до 2025 года с прогнозом на 2035 год. Работа над документами продолжалась почти два года и успешно завершена. В рамках этой работы были проведены публичные слушания. Жители, инвесторы и другие заинтересованные стороны высказали 29 тысяч замечаний и предложений, большая часть которых касалась трассировки дорог – каждый коридор под дорогу, так или иначе, затрагивает поселки, садовые товарищества или природные зоны. Почти все замечания были учтены, по сути, нам пришлось искать новые трассировки дорог. Сегодня территориальные схемы утверждены, исходя из них, основой развития «новой Москвы» станет полицентрическая модель. Мы двигаемся дальше – работаем над Генеральным планом развития новых территорий Москвы, который планируем принять к июлю 2016 года вместе с Правилами землепользования и застройки.

Основные принципы развития новых территорий:

  • комфортная среда для жизни человека;
  • сохранение существующего экологического каркаса –
  • почти половину присоединенной территории составляют леса;
  • создание сбалансированной транспортной инфраструктуры, включающей более 600 км новых автодорог;
  • создание единой системы инженерного обеспечения;
  • построение жилых комплексов по принципу квартальной застройки;
  • строительство жилых кварталов в основном средней этажности – 4-5 и 9-12 этажей;
  • создание рабочих мест в шаговой доступности от жилья;
  • размещение объектов социального назначения, включая строительство новых школ и детских садов в зонах малоэтажной застройки;
  • создание центров градостроительного развития (точек роста), включающих необходимые социальные объекты.

Предложение развития территории по точкам роста с размещением мест приложения труда

Другие точки роста на новых территориях Москвы

  • Инновационный Центр Сколково.
  • Международный финансовый центр Рублево-Архангельское.

Каждый из центров должен быть самодостаточным с наличием социальных и культурных объектов, парков, рабочих мест. Центры будут связаны между собой транспортной инфраструктурой, что и учитывает транспортная схема в составе территориальной. Всего будет 12 точек роста.

В «новой Москве» реализуется план по реконструкции и строительству автомобильных дорог. Три проекта реализованы в 2014-2015 годах. Новые дороги, по сути, являются дублером МКАД и соединяют между собой Боровское и Киевское шоссе, Киевское и Калужское, и проходят от Коммунарки до Южного Бутово. В ближайшие три года планируется построить 130 км дорог из 600 запланированных.

Параллельно ведется строительство метро: введены в эксплуатацию две станции – «Румянцево» и «Саларьево». Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение продлить ветку метро от Саларьево до Коммунарки. Проектируется развитие Курского и Киевского направлений железной дороги, а также отдельная линия трамвая в районе Коммунарки – это первый трамвайный проект на территории «новой Москвы». Как только новые дороги сдаются в эксплуатацию, на них тут же появляется общественный транспорт.

Создание рабочих мест на присоединенных территориях – один из основных факторов, определяющих сбалансированное экономическое развитие территории. От этого зависит: первое – максимальная обеспеченность жителей «новой Москвы» рабочими местами, второе – достижение максимального дохода в бюджет города Москвы, чтобы новая территория полностью сама себя обеспечивала (в сегодняшних ценах это может быть в год 460 млрд рублей). До 2035 года планируется создание порядка 1 млн рабочих мест, что обеспечит работой примерно 60% трудоспособного населения на новых территориях.

Инвестиционная емкость модели развития составляет порядка 7 трлн рублей из всех источников финансирования. Большая часть – около 5 трлн – будет потрачена на строительство жилой и коммерческой недвижимости; 1 трлн – на создание транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, метрополитен, железная дорога, легкорельсовый транспорт, ТПУ); 622 млрд – на создание инженерной инфраструктуры; 339 млрд – на социальную инфраструктуру; 6,25 млрд – на экологическую инфраструктуру, включая переработку ТБО и природоохранные мероприятия.

По структуре бюджетов наиболее значительная доля – 84,23% – приходится на частные инвестиции, 5,48% – инвестиционные программы естественных монополий, 7,28% – расходы бюджета города Москвы и 3,01% – расходы федерального бюджета.

Реструктуризация и строительство автомобильных дорог на территории ТиНАО в 2016-2018 годах

На новых территориях в 2016 году:

  • будет введено в эксплуатацию 3 млн квадратных ме- тров недвижимости;
  • предполагается создать 20-25 тысяч новых рабочих мест (всего же за 4 года в ТиНАО уже создано порядка 90 тысяч новых рабочих мест);
  • планируется реализовать ряд проектов по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • будет введено в эксплуатацию 20 социальных объек- тов – 11 детских садов, 4 школы, 3 пожарных депо, 1 по- ликлиника, 1 станция скорой медицинской помощи.

В общем, на территории «новой Москвы» реализуется новая стратегия развития, отвечающая принципу поли- центрического развития российской столицы.