Выпуск 6

Сколько стоит мундиаль?

Чемпионат мира по футболу – удовольствие дорогое, где бы он ни проходил. К мировому футбольному первенству идет активное строительство и реконструкция спортивных сооружений и сопутствующей инфраструктуры. Провести чемпионат на самом высоком уровне – задача номер один. На второй план выходит вопрос экономической эффективности и окупаемости вложений в проведение международного спортивного чемпионата.

Александр Морозов,
директор департамента консалтинга и оценки компании S.A. Ricci

Во что обойдется чемпионат мира по футболу в 2018 году? По официальным данным на середину 2016 года, затраты России на проведение мундиаля – одни из самых высоких по сравнению с другими странами-хозяевами аналогичных чемпионатов. По этому показателю нашу страну обошла только Бразилия в 2014 году.

В краткосрочной перспективе вести речь об окупаемости затрат на проведение мегасобытия не приходится. Однако в долгосрочной перспективе потенциальные доходы могут быть весьма высоки, ведь основная часть этих вложений осуществляется в развитие инфраструктуры города – инженерной, транспортной, сервисной, социальной.

Россия – не исключение. По данным на середину 2016 года, на чемпионат мира по футболу было выделено около 630 млрд рублей. Из этой суммы лишь четверть – на строительство стадионов и других спортивных сооружений. Три четверти средств (включая 25% частных инвестиций) расходуются очень широко – строятся дороги и гостиницы, оснащаются новым оборудованием больницы и поликлиники, развиваются средства связи… И это ценно, потому что всем этим население будет пользоваться после спортивного форума. В процессе подготовки к мундиалю государство выполняет одну из важнейших задач – создает благоприятный климат для жизни, в том числе и для развития бизнеса.

 

Спорт

Футбольный стадион «Альянц Арена» был построен в Мюнхене за год до чемпионата мира 2006 года и воплотил в себе самые передовые инженерные решения и технологии строительства. Строительство объекта обошлось в 460 млн долларов, еще 284 млн город потратил на обустройство инфраструктуры и подведение коммунальных сетей.

 

Оценивая доходы стран от проведения мундиаля, специалисты оперируют разными цифрами. Например, в Германии потенциальные доходы от вложений в чемпионат мира одни эксперты оценивают в сумму порядка 3,5–4 млрд долларов, другие – в 14 млрд, показатели доходов Бразилии – от 3 до 30 млрд долларов. Такая разница связана с разными эффектами вложений – краткосрочными и долгосрочными.

Разброс стоимости строительства спортивных объектов к чемпионатам мира тоже велик. Все стадионы соответствуют стандартам ФИФА, но сумма вложений зависит от размера арены, необходимости приспособления ее для проведения других мероприятий, подведения инженерной инфраструктуры и многого другого. Иногда эти суммы баснословны.

Насколько стадионы впоследствии окупают затраты? Например, в США окупают, потому что футбол – далеко не главный вид спорта в стране. В Германии стадионы – один из лучших инвестиционных проектов. Бесспорно, на этот процесс влияет высокий уровень немецкого футбола, особый менталитет. Среднестатистический футбольный клуб Бундеслиги способен генерировать поток до 40 тысяч человек на один матч. При этом очень развита продажа телевизионных прав, различной атрибутики. Поэтому футбольные клубы работают как успешные экономические агенты, генерируют колоссальные прибыли.

Из чего складывается экономика футбольных клубов? Средние показатели доходов 20 крупнейших зарубежных клубов таковы: 19% составляет продажа билетов, 38% – использование бренда, 44% – доходы от трансляции матчей.

 

Спорт

 

В России пока не принято платить за телевизионные права и сфера атрибутики слабо развита. Даже топовые клубы, такие как «Спартак» и «Зенит», зарабатывают на этом совсем небольшие деньги. Это автоматически приводит к тому, что стадионы, которые являются основой для клубов, на самом деле не становятся лакомым инвестиционным проектом, а вынуждены порой существовать. Для содержания новых стадионов в год потребуется от 1,5 до 2,5 млрд долларов.

Дальнейшее использование спортивной инфраструктуры и ее инвестиционная окупаемость для государственного бюджета будет зависеть от популярности футбола и клуба, который возьмет стадион в управление.

А вот доходы ФИФА не зависят от места проведения мундиаля и практически не доступны стране-организатору. От чемпионата в России ФИФА получит около 6,5 млрд долларов. Доход от продажи билетов составит примерно 500 млн, из которых Россия получит лишь половину. Суммарный верифицируемый экономический эффект от мундиаля колеблется от 0,5 до 1 млрд долларов, что составит лишь десятую часть от понесенных страной затрат.

Но вспомним, на что пойдет основная часть затрат на подготовку и проведение мирового турнира. Инвестиции в гостиничную недвижимость инженерную, транспортную и другие инфраструктуры требуют изменить краткосрочный подход и мыслить стратегически на 20–25 лет вперед.