Выпуск 6

Как стадиону стать экономически успешным

При подготовке к чемпионату мира была разработана программа «Наследие». Документ предполагает, что спортивные объекты, построенные и реконструированные для мирового состязания, должны быть максимально эффективно адаптированы на использование после чемпионата. Был составлен и бизнес-план для спортивных объектов.

Александра Савраева,
директор по развитию журнала «Спорт Бизнес Консалтинг»

Что нужно, чтобы стадионы были экономически успешными? Ответы на этот вопрос искали вместе с иностранными специалистами, которые были приглашены в качестве консультантов. Они дали рекомендации, как правильно управлять спортивным сооружением, рассказали, что есть основные факторы, которые способствуют тому, чтобы спортивное сооружение не оказалось заброшенным.

К таким факторам прежде всего относится наличие якорного арендатора. Обычно якорным арендатором стадиона является футбольный клуб, ледовой арены – хоккейный клуб. Второй фактор – максимальная насыщенность объекта мероприятиями и возможность проведения на площадях не только спортивных турниров, но и культурно-развлекательных мероприятий: это могут быть концерты, шоу, выставки, скачки – все что угодно. Третий – работа со спонсорами, которые, например, могут приобрести права на название спорткомплекса, как это произошло со стадионом «Открытие Арена».

Спорт

Уникальность стадиона «Динамо» заключается в том, что под его крышей одновременно разместятся универсальная малая и большая спортивные арены, Музей общества «Динамо», досугово-развлекательный комплекс и подземный паркинг. В будущем стадион превратится в многофункциональный комплекс: в нем можно будет проводить как спортивные состязания, так и концертно-развлекательные мероприятия. Завершить работы на объекте планируется к 22 октября 2017 года – дню рождения Льва Яшина.

Это основные факторы, которые могут принести спортивному сооружению максимальную прибыль и вывести его деятельность на операционную безубыточность. Естественно, это и работа с местным населением, проведение корпоративных мероприятий, причем не только в спортивном ядре, но и на самой территории стадиона. Необходимо также использовать любые возможности для сдачи площадей спортивного объекта в аренду под магазины, кафе, боулинги, кинотеатры, детские клубы.

Мы недавно проводили большое исследование, связанное с загруженностью спортивных площадок. Результаты не радуют. На теннисные корты в будний день попасть невозможно – до десяти вечера все занято. В выходные возможно найти окно, но надо бронировать время за 2–3 недели. Хоккейные площадки и футбольные поля в дневное время в основном заняты воспитанниками детско-юношеских спортивных школ, а вечерами до глубокой ночи на них тоже не попасть. О каком развитии массового спорта можно говорить при такой ситуации?

Цены на услуги в спортивных сооружениях должны быть доступны населению. И хорошо бы в комплексах организовать дополнительные услуги, например, заточку коньков или сдачу оборудования в аренду. Кроме того, на подобном объекте нужно создавать все условия для приятного времяпрепровождения всей семьи – там должна быть возможность и перекусить, и поиграть с детьми.