Москва – спортивная столица

Отношение горожан к чемпионату мира – 2018, строительству спортивных объектов в столице и проблемам формирования здорового образа жизни

Валерий Федоров,
генеральный директор ВЦИОМ, к. п. н., профессор ВШЭ

Какие виды спорта наиболее популярны в Москве, чем руководствуются москвичи, выбирая спортивные залы, и как они относятся к предстоящему чемпионату миру по футболу в России? Ответы на эти вопросы получены в ходе исследования общественного мнения, которое провел ВЦИОМ. В опросе приняли участие 1200 москвичей от 18 лет. Статистическая погрешность не превышает 3%.

ОТНОШЕНИЕ К ФУТБОЛУ И БОЛЕЛЬЩИКИ

Отношение к футболу в столице, скорее, положительное – такое мнение, которое разделяют представители всех социальных и возрастных групп, так или иначе выразили около 60% москвичей. Отрицательное отношение чаще всего демонстрирует молодежь: показатели среди них выше средних на 4–5%. В категории «Другое» респонденты чаще всего высказывали мнение о том, что футбол им безразличен. Причем чем старше респондент, тем чаще проявляется такая социальная установка.
Доля болельщиков футбольных клубов среди москвичей составляет четверть всех опрошенных. Чаще всего в эту социальную группу входит молодежь (18–24 года) и представители старшего поколения (от 55 лет). Респонденты с высшим образованием реже остальных пополняют группу футбольных болельщиков. При этом личная вовлеченность в спортивную деятельность не оказывает влияния на принадлежность к рассматриваемой группе.
Также определенная связь наблюдается среди крайних групп материального достатка: жители с крайне низким и самым высоким уровнями благосостояния чаще других относят себя к футбольным болельщикам. Положительное отношение болельщиков к футболу закономерно выше и находится на уровне 85%.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛУЖНИКОВ

О том, что на стадионе «Лужники» идет реконструкция, известно подавляющему большинству москвичей.
Среди тех, кто не осведомлен о проекте, выделяются респонденты младшей возрастной группы (18–24 года) и среднего поколения (35–44 года). Также уровень осведомленности ниже среди москвичей, не вовлеченных в спортивную деятельность.
В свою очередь, поддержка проекта находится на крайне высоком уровне. Доля отрицательно настроенных не превышает 4%. Важно отметить, что уровень одобрения реконструкции стадиона превышает уровень осведомленности. Это говорит о том, что большинство москвичей положительно относятся к обновлению любых архитектурных объектов символического поля Москвы, в которые, безусловно, входит стадион «Лужники». В ходе реконструкции объект не утратить исторического облика. Именно этот фактор и вызывает одобрение жителей.

ЧЕМПИОНАТ МИРА – 2018: ОЖИДАНИЯ МОСКВИЧЕЙ

Чемпионат мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, будет достаточно востребован среди жителей Москвы. Около 20% горожан собираются посетить предстоящие матчи, причем подавляющее большинство собирается выбраться на стадионы именно в Москве (85%). В абсолютных значениях данная цифра приближается к 1,5 млн жителей столицы. Часть болельщиков готова посещать матчи и в других городах России.
В целом посещать матчи чемпионата мира готовы чаще всего болеющие за определенные футбольные клубы представители молодежи, материальная обеспеченность которых находится выше среднего уровня. Посещать матчи ЧМ-2018 в Москве предпочтут коренные жители столицы, а те респонденты, кто переехал в Москву менее десяти лет назад, собираются посетить турнир в других городах России.

МОСКВИЧИ И ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Популярность спорта в Москве находится на высоком уровне: более 60% москвичей утверждают, что они вовлечены в эту деятельность. В разрезе возрастных групп младшее поколение в области спорта традиционно более активно, чем старшее. Немаловажно, что среди работающего населения города доля тех, кто занимается спортом, больше в среднем на 10–11%.
Для большинства жителей Москвы определяющим фактором при посещении тех или иных учреждений является их транспортная доступность. Спортивные объекты не являются исключением, поскольку стратегия экономии времени для жителей мегаполиса наиболее актуальна.
Пешая доступность спортивных объектов лучше всего обеспечена в ЗелАО и ТАО, которые значительно удалены от центра города. А жителям ЦАО и Новомосковского АО чаще приходится ездить в другие районы Москвы. Личная заинтересованность конкретного респондента в занятиях спортом оказывает определенное влияние и на занятия спортом других членов семьи.
Если респондент занимается спортом, то вероятность того, что члены его семьи тоже вовлечены в спортивную деятельность, выше на 15%.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ВИДОВ СПОРТА В МОСКВЕ

Фитнес и плавание – наиболее популярные виды спорта среди москвичей. Около десятой части населения предпочитают лыжный спорт, столько же – командные виды спорта и легкую атлетику. В категории ответов «Другое» жители столицы чаще всего выделяли велоспорт, йогу, танцы и различные виды ходьбы.
В разрезе возрастных групп наблюдаются существенные различия в популярности видов спорта. Молодежь отдает предпочтение командным видам спорта и фитнесу во всех его проявлениях. Почти 60% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет вовлечены в занятия этими видами спорта. У представителей среднего поколения (35–55 лет) популярность фитнеса снижается и на первый план выходят водные виды спорта. В этой группе по сравнению с молодежью существенно больше доля любителей зимних лыжных видов спорта. Старшее поколение чаще остальных заинтересовано в занятиях плаванием и лыжами, при этом фитнес или тяжелую атлетику выбирают менее 10% представителей этой возрастной категории.

СПОРТИВНАЯ КАРТА МОСКВЫ

Наибольший запрос в строительстве спортивной инфраструктуры наблюдается в НАО, САО, СЗАО и ЮВАО – около трети опрошенных отмечают нехватку спорт-объектов. Средний запрос сформирован у жителей СВАО, ЮАО, ВАО и ЦАО – доля респондентов, считающих необходимым возведение спортивных объектов, составляет от 25 до 27%. Менее четверти населения территорий ЮЗАО, ЗелАО, ТАО и ЗАО заинтересованы в строительстве спортивных центров. В целом запрос на возведение спортивных объектов у москвичей достаточно высок и уступает только запросу на строительство дорожной инфраструктуры и объектов образования.

ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ: МОТИВАЦИЯ «ЗА»

Главная мотивация жителей Москвы для занятий спортом – поддержание физической формы: спорт – это составляющая здорового образа жизни. Такой позиции придерживаются более 80% опрошенных. При этом для молодежи чаще, чем для других возрастных групп, характерна соревновательная мотивация или проведение свободного времени. Старшее поколение, в свою очередь, более заинтересовано в общении с другими посетителями спортивных учреждений. Такая же мотивация наблюдается и среди москвичей, занимающихся командными видами спорта.

ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ: МОТИВАЦИЯ «ПРОТИВ»

Жители столицы, которые не занимаются спортом, чаще всего говорят о том, что им для этого не хватает свободного времени. Предоставить работающему населению возможность заниматься спортом способно наличие спортивных объектов вблизи их места жительства или работы. Несмотря на то что отсутствие спортивных сооружений рядом с местом проживания отметили около 9% респондентов, существует вероятность того, что действующие спортивные клубы не устраивают жителей по причинам ценовой политики, качества и комфорта предоставляемых услуг.
У четверти жителей сформировалась определенная установка на то, что спорт – это занятие для молодых. Они считают, что в их возрасте заниматься спортом не нужно. Можно отметить низкий уровень информированности старшего поколения о доступных способах поддержания здорового образа жизни. Популяризация спорта среди данной возрастной группы способна существенно улучшить здоровье населения.

ПАРАМЕТРЫ ВЫБОРА СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ

В целом для всех москвичей наиболее значимыми параметрами при выборе спортивного зала являются его территориальная и ценовая доступность (более 50%). Важным является сравнение между собой критериев выбора тех москвичей, кто занимается спортом в настоящее время, и тех, кто только хочет приступить к занятиям.
Для тех, кто только думает заняться спортом, останавливающими факторами являются расположение и цены в спортивных залах. Эти респонденты еще не вовлечены в занятия спортом и поэтому меньше обращают внимания на остальные параметры.
Однако для жителей столицы, уже занятых спортом, такие характеристики, как качество инвентаря и оборудования, а также отсутствие стесненных условий в залах могут быть определяющими при выборе учреждения. Это происходит потому, что «спортсмены» оценивают спортивный зал комплексно и обращают внимание на все его параметры, поскольку имеют опыт занятий в различных условиях.

ОЦЕНКА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Для дальнейшего развития спортивной инфраструктуры столицы необходимы диагностические данные о том, как существующие объекты оцениваются москвичами. В общем оценки спортивных объектов носят положительный или нейтральный характер. Тем не менее можно выделить негативные отзывы со стороны москвичей об определенных параметрах.
Наибольшее недовольство вызывает ценовая политика предоставления спортивных услуг. Данный фактор достаточно субъективен и может быть связан с непростыми экономическими условиями нынешнего времени.
Однако для популяризации спорта и здорового образа жизни ценовая доступность играет ключевую роль, в особенности для уязвимых социальных групп – студентов и пенсионеров. Можно отметить, что территориально в западной части города негативные оценки этого параметра достигают 44%, что может быть вызвано отсутствием спортивных клубов нижней ценовой категории.
Наряду с ценами значимыми являются параметры удобства, качества спортивных объектов и предлагаемых услуг. Эти параметры не удовлетворяют около трети опрошенных, что говорит о важности развития спортивной инфраструктуры в данных направлениях.
Среднее поколение, в основном работающее, готово платить больше за высокое качество услуг и удобное территориальное расположение. Последний параметр хоть и оценивается позитивно, но не везде удовлетворяет требованиям населения. Например, в Южном административном округе жители в два раза чаще отмечают нехватку спортивных объектов в пешей доступности.

ФАКТОРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Потенциальными посетителями спортивных залов можно назвать тех респондентов, кто в данный момент не вовлечен в спортивную деятельность, но хотел бы заниматься спортом. Их доля составляет четверть от общего числа жителей Москвы.
Традиционно среди этой группы можно выделить респондентов, занимающихся домашним хозяйством. Среди них свое желание участвовать в спортивной деятельности выражают 90–93% опрошенных. Также выделяются студенты и учащиеся, не располагающие достаточными средствами для занятий спортом.
Желание большинства опрошенных заняться водными видами спорта отражает высокий запрос на строительство бассейнов в Москве. Также огромный интерес вызывают фитнес и тяжелая атлетика, которые респонденты считают подходящими для приобщения к здоровому образу жизни. Данные виды спорта являются индивидуальными и не привязаны к жесткому графику тренировок, в отличие от командных видов, где существует зависимость от остальных участников. Кроме того, популярность фитнеса вызвана его широкой разрекламированностью в средствах массовой информации, социальных сетях и так далее.
В категории «Другое» жители, не занимающиеся спортом, чаще всего выделяют такие виды, как общая физическая подготовка (сопряжена с фитнесом), йога и велосипедный спорт.

ВЫВОДЫ

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года можно утверждать, что отношение к данному виду спорта устойчиво положительное. К футбольным болельщикам себя относят около четверти москвичей. Именно они и могут стать основными посетителями стадионов.

Реконструкция стадиона «Лужники» является для москвичей узнаваемым и одобряемым проектом. Такое отношение обусловлено целенаправленной стратегией сохранения исторического облика символических объектов Москвы.

Спортивная тематика в массовом сознании горожан тесно связана с вопросами здорового образа жизни. Ведущей мотивацией для занятий спортом является поддержание физической формы и сохранение здоровья.

Занятия спортом в Москве пользуются большой популярностью среди всех групп населения. Однако в настоящее время существует значимая доля жителей, не вовлеченных в спортивную деятельность, но заинтересованных в этом.

Строительство новых спортивныхM объектов и реконструкция существующих будут способствовать привлечению внимания москвичей к вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Наиболее популярными видами спорта являются фитнес и плавание. В понятие «фитнес» москвичи вкладывают как посещение спортивных залов, так и занятия общей физической подготовкой на открытых площадках, в парках и т.д. Популярность водных видов спорта формирует высокий запрос жителей на строительство бассейнов.

Главными параметрами при выборе спортивного зала являются его транспортная доступность и стоимость услуг. Эти факторы в большей степени определяют, выберет ли респондент тот или иной спортзал. Для жителей, уже вовлеченных в спортивную деятельность, наряду с параметрами транспортной и ценовой доступности значимы качество оборудования, квалификация персонала и отсутствие больших скоплений людей в зале.

Общие оценки спортивных объектов носят положительный или нейтральный характер. Наибольшее недовольство вызывает ценовая политика предоставления спортивных услуг. Среднее поколение, в основном работающее, готово платить больше за высокое качество услуг и удобное территориальное расположение. Последний параметр, хоть он и оценивается позитивно, не везде удовлетворяет требованиям населения.