От планового строительства к социальным инновациям

Опросы населения и ведомственные отчеты показывают, что Москва – довольно спортивный город. Правда, цифры в этих данных разнятся почти в два раза, потому что статистика не может учитывать всех, кто самостоятельно занимается физкультурой. Бег, плаванье, ходьба, велосипед, лыжи и спортивные игры как элемент здорового образа жизни становятся все популярнее в столице. Групповые занятия физкультурой, йогой проводятся в парках и на открытых спортивных площадках, в подъездах появляются объявления, приглашающие всех желающих на утреннюю зарядку.

Алексей Расходчиков,
заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект»

Такого, к сожалению, пока не встретишь в других городах. Но Москва как настоящая столица создает тренды, задает тон для всей страны. Зарождающиеся здесь идеи, символы, инновации, как круги по воде, расходятся по всей стране. Эти современные тенденции требуют и новых подходов к управлению развитием спортивной инфраструктуры, способным учитывать процессы самоорганизации и трансформировать инициативы жителей в социальные инновации.

Развитие спортивной инфраструктуры – актуальная потребность для большинства районов Москвы. Судя по результатам исследований, запрос населения на строительство ФОКов, спортивных центров, площадок и бассейнов довольно высок. Развитие транспортной инфраструктуры – строительство метро, дорог и транспортно-пересадочных узлов – может быть реализовано как централизованная, спланированная городскими властями единая программа. А вот проектирование и строительство спортивных комплексов требует более точной настройки с ориентацией на специфику района, спортивные привычки, возраст, уровень доходов местных жителей. Необходимость проектируемого строительства спортивного комплекса в районе следует соизмерять с потребностью людей в такого рода объектах: нужен ли данный проект местным жителям, будет ли он востребован?

Не менее значимым остается вопрос о целевой направленности строящегося спортивного сооружения: для каких категорий людей он предназначен. В этой связи перед разработкой детального проекта важно зафиксировать текущую ситуацию вовлеченности в спорт местного населения, оценить потенциал развития в данной сфере и выявить основные виды спорта, которыми занимаются жители района.

Рассмотрим ситуацию на примере двух районов Москвы – Митино и Фили-Давыдково, где планируется строительство спортивных центров. Диагностические исследования специалистами Института социологии РАН были проведены в конце 2016 года. Их результаты показали, что больше половины опрошенных респондентов (55%) занимаются спортом, еще 19,5% хотели бы им заняться. Кроме того, 48,5% респондентов сообщили, что члены их семьи ведут спортивный образ жизни. Можно сделать вывод о весьма высоком уровне спортивной ориентированности местного населения.

Доля жителей, занимающихся фитнесом, составляет более 40%. Под фитнесом участники опроса подразумевают не только занятия в тренажерном зале, но и различного рода аэробные нагрузки, групповые тренировки, занятия йогой и т.д. Далее по популярности идут водные виды спорта, среди которых превалирует плавание (27%), и легкая атлетика, где доминируют занятия бегом (17,5%). Остальные виды спорта не превысили 10-процентный барьер.

Анализ данных по районам показал, что структура предпочтений жителей обоих районов в целом схожа, но есть некоторое отличие в интенсивности занятий фитнесом (45,2% – в Фили-Давыдково и 36,3% – в Митино) и ледовыми видами спорта (8% – в Фили-Давыдково и 5% – в Митино). В остальном разница между районами не превысила 1%.

Отдельно стоит сказать о спортивных увлечениях детей и подростков. В отличие от взрослого населения они больше занимаются командными видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол и т.д.) и боевыми. Однако для таких занятий объектов на территории районов не хватает. Этот факт необходимо учесть в проектах развития спортивной инфраструктуры. К сожалению, характерно снижение интереса к спортивным занятиям и в старших возрастных группах.

В западных странах тема включения старшего поколения в общественные и экономические процессы давно приобрела популярность, а культура поддержания физической активности среди пожилых людей уже становится повсеместной практикой. В нашей стране, к сожалению, данному направлению пока не уделяется должного внимания, что негативно сказывается на продолжительности и качестве жизни старшего поколения.

Важным условием для занятий спортом является близость спортивных объектов от места проживания. Результаты исследования демонстрируют высокий уровень обеспеченности районов спортивной инфраструктурой: две трети участников опроса указывают, что имеют возможность заниматься спортом в своем районе.

Лишь каждый третий житель вынужден совершать поездки в другие районы Москвы. В основном это те, кто занимается ледовыми видами спорта (хоккей, фигурное катание и т.п.), командными и боевыми видами спорта. Многим и для занятий фитнесом и индивидуальными видами спорта приходится тратить время на поездки.

Это говорит о проблеме развития спортивной инфраструктуры района, ориентированной на изменяющиеся запросы населения, и означает, что новые спортивные объекты в районах Москвы должны быть как минимум многофункциональными, с возможностью менять функционал залов и виды занятий в зависимости от запросов населения.

Оценивая уже существующие в районах спортивные объекты, участники опросов обратили внимание на стоимость занятий, качество спортивного инвентаря и квалификацию тренеров.

Стоимость занятий является довольно чувствительным параметром особенно для семей с несколькими детьми, а также со средним достатком. С другой стороны, более обеспеченные жители чаще обращают внимание на качество спортивного оборудования, квалификацию персонала и перегруженность спортивных залов. Следовательно, организация работы спортивных учреждений в районах требует определенной гибкости в ценовой политике и дифференцированного подхода к различным категориям населения.

Подобной гибкостью, ориентацией на потребности клиента обладают, как правило, коммерческие структуры, а значит, важным условием успешного развития локальных спортивных объектов становятся различные варианты государственно-частного партнерства.

Немалую роль в развитии общественных инициатив сегодня играют Интернет и социальные сети. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют людям не только быстро распространять любую значимую информацию, но и организовывать раз — личные группы по интересам, проводить собственные мероприятия.

Справедливо это и для развития физкультуры и спорта. В сетевом пространстве любого района мы найдем десятки групп, посвященных спорту: сообщества велосипедистов, паблики частных тренажерных залов и секций боевых единоборств.

Гораздо реже можно увидеть успешные группы, организованные муниципальными или государственными спортивными учреждениями. А ведь ИКТ можно использовать не только для популяризации физкультуры и спорта среди населения, организации занятий и мероприятий. Современные интернет-технологии позволяют моделировать спортивные объекты еще на стадии проектирования.

Хорошим примером здесь служат голосования на сервисе «Активный гражданин», позволяющие москвичам участвовать не только в общегородских решениях, но и в локальных делах своего района.

Позитивный опыт социально ориентированного моделирования объектов строительства есть и у компании «Мосинжпроект». Подобная практика применяется на нескольких проектах транспортно-пересадочных узлов, когда при помощи диагностических опросов жителей района выясняется отношение к проекту и перечень объектов (учреждений), необходимых местным жителям.

Затем на специальном сайте объекта проходит обсуждение основных конструктивных изменений. В результате транспортно-пересадочный узел превращается в многофункциональный объект, содержащий необходимые району коммерческие организации и социальные учреждения.

Аналогичные подходы могут быть эффективны и в программах развития спортивных учреждений. Правда, с одним важным отличием: организация спортивных занятий в отдельном районе города – постоянный процесс, где необходимо учитывать, как сезонные колебания спортивных интересов, так и более долгие тенденции, связанные с взрослением и старением населения района.

Инициаторами такого локального проекта могут быть органы местного самоуправления, заинтересованные предприниматели или сами жители района. Результатом может стать перспективная модель взаимодействия населения, бизнеса и власти.