Выпуск 6

Жизнь после чемпионата

Каждый город, так или иначе задействованный в чемпионате мира по футболу, рассматривает этот спортивный форум как драйвер развития. Мне довелось побывать во многих городах и оценить подготовку к мировому футбольному первенству. Можно утверждать, что в программах и стратегиях развития чемпионат мира выступает одним из центров активизации социально-экономической жизни не только конкретного города, но и всего региона.

Ирина Ильина,
директор Института региональных исследований и городского планирования
НИУ ВШЭ

Истинным стимулом экономического развития может выступать только комплексная программа, которая позволяет новые спортивные сооружения и те виды активности, которые появились в городе в период проведения соревнования, вовлечь в городскую жизнь. Сочи и Казань – достаточно неплохие примеры использования спортивной инфраструктуры для повседневной жизни городов, но и здесь резервы развития еще есть.

В Москве крупные спортивные объекты традиционно используются как концертные площадки, места для ярмарок, фестивалей. Но, полагаю, в большей мере стадионы и спортивные комплексы столицы должны использоваться по прямому назначению, и для этого надо сделать акцент на развитии массового спорта. Причем параллельно заняться транспортной инфраструктурой: расположение многих объектов не совсем удобно для массового спорта.

В Москве сейчас достаточно широкое предложение спортивных услуг, но все они платные. Массовых объектов, которыми бесплатно могут воспользоваться представители всех возрастных групп – от детей до пенсионеров, к сожалению, пока мало. Острая нехватка плавательных бассейнов, такая же ситуация с ледовыми площадками. Нет баланса между строительством крупных спортивных сооружений и малобюджетных объектов, которые позволяют москвичам поддерживать здоровый образ жизни. Какие спортивные объекты в конкретном районе востребованы и будут активно использоваться? Ответ на этот вопрос надо искать в тесном контакте с населением.

Спорт

Именно массовый спорт способствует формированию здорового образа жизни, воспитанию физически крепкого, ориентированного на активность и успех молодого поколения. И именно он в конечном итоге работает на спорт высоких достижений, помогая выявить яркие таланты, подготовить чемпионов, способных прославить страну.

Конечно, проблема посещаемости спортивных сооружений тесно связана с пропагандой здорового образа жизни. Вот в Рио-де-Жанейро, например, в выходные дни на центральных улицах даже транспорт не ходит, потому что туда массово выходят поиграть в футбол. У нас проводятся интересные мероприятия – велопробеги, кроссы, но количество их участников в процентном отношении от численности населения города ничтожно.

В развитие инфраструктуры для массовых занятий спортом должен вкладываться бизнес, но для этого нужны механизмы поддержки и стимулирования. Надо сказать, что формы взаимодействия государства и бизнеса в этом вопросе в России пока не развиты, в рамках ГЧП строятся в основном высокодоходные объекты.

Именно для сферы массового досугового времяпрепровождения механизмы ГЧП должны быть очень продуманными: необходимо четко просчитать соотношение государственных и частных вложений, а также стимулировать частные компании к благотворительной деятельности и вкладывать средства на более длительные сроки, чем они привыкли. Все это будет способствовать активизации строительства спортивных сооружений в столице.