Выпуск 4

Территория развития

Отношение москвичей к проекту реновации бывших промышленных зон

Как москвичи относятся к решению властей о реализации новой урбанистической программы? Жилье, офисы или производство – чему отдать приоритет при застройке промышленных зон? Какими должны быть рабочие места и точки притяжения на осваиваемых территориях? Ответы на эти вопросы получены в результате репрезентативного опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. В выборке приняли участие 1800 респондентов от 18 лет, причем 600 из них – жители близлежащих к промзонам территорий.

Информированность и отношение к проекту. Исследование показало достаточно высокий уровень осведомленности жителей столицы о проекте реформирования бывших  промышленных территорий. Логично, что процент осведомленности жителей близлежащих к промзонам территорий выше, чем у москвичей в целом: они более других заинтересованы в том, какие именно объекты появятся в районах их проживания. Общий уровень поддержки решения властей о реновации бывших депрессивных промышленных территорий составляет более 70%. Высокий показатель свидетельствует об актуальности и востребованности проекта.

Плюсы и минусы проекта. Ожидания и опасения. В целом москвичи воспринимают территории бывших промзон как полноценную часть города. Основными плюсами проекта респонденты считают комплексное сбалансированное развитие территорий, которое включает в себя строительство жилой недвижимости, благоустройство пустующих городских территорий и создание рабочих мест. В то же время участники опроса опасаются, что строительство жилья на осваиваемых территориях станет приоритетным и породит другие проблемы: повышение плотности населения, нехватку рабочих мест, увеличение миграционных потоков и ухудшение криминогенной обстановки. У горожан сложилась установка, что обеспеченность транспортной инфраструктурой не поспевает за строительством объектов жилой и нежилой недвижимости. Нагрузка на транспортную систему может также возрасти при необеспеченности территорий социальной инфраструктурой. К минусам проекта москвичи относят возможную перспективу ухудшения экологической обстановки, при этом надеются, что на территории бывших промзон появятся рекреационные объекты.

Стратегия развития промзон. Возможные варианты развития бывших промзон можно разделить на три категории: безусловно одобряемые жителями, обсуждаемые и наименее востребованные. Причем жители близлежащих к промзонам территорий и москвичи в целом по-разному расставляют приоритеты. Если первые главную роль при реновации промышленных территорий отводят строительству доступного жилья с соответствующей инфраструктурой, то вторые считают первостепенными для застройки объекты инновационного развития, культурные и досуговые центры. У жителей всего города высок запрос на спортивные и образовательные объекты. Нахождение производств на реорганизуемых территориях рассматривается респондентами как возможное при условии их экологичности. Наименее востребовано строительство масштабных промышленных объектов, а также офисных и торговых центров.

Развитие производства. Мнения респондентов о необходимости сохранения или создания производственных мощностей на территории бывших промзон разделились. Более 40% опрошенных не считают необходимым наличие промышленных предприятий в городской черте. Главное опасение, которое возникает у жителей, выступающих против строительства предприятий, связано с ухудшением экологической обстановки. Однако тех, кто придерживается противоположной точки зрения, больше – почти половина участников исследования. Промышленность – ключевой драйвер развития территорий, убеждены представители старшего поколения и поэтому поддерживают намерения властей сохранить промышленный потенциал столицы. Еще одна группа поддержки – жители, недавно переехавшие в Москву: они рассматривают промышленные предприятия как зоны приложения своего труда. Создание рабочих мест на территориях бывших промзон должно быть осуществлено не за счет торговой и офисной инфраструктуры, а за счет развития науки, легкой промышленности и высокотехнологичных производств. Более трети жителей поддерживают каждый из типов объектов.

Туристическая привлекательность. Меры, направленные на повышение привлекательности осваиваемых территорий, в том числе и туристической, одобряют все участники исследования. Однако уровень поддержки жителей близлежащих территорий несколько ниже, чем москвичей в целом, – они больше беспокоятся о развитии социальной инфраструктуры, чем о туристической составляющей территорий. Среди конкретных объектов для свободного времяпрепровождения приоритет отдан рекреационным зонам – паркам и скверам, а также спортивным сооружениям. Помимо основного назначения, такие объекты улучшают имидж конкретного района и города в целом. Традиционно для всех жителей значимы объекты культуры: театры, кинотеатры, музеи и выставочные залы. Такие объекты являются привлекательными, и, чтобы побывать в них, москвичи готовы совершать длительные поездки по городу.

Готовность к переезду. Целевые группы развивающихся территорий. Готовность к переезду как на территории «новой Москвы», так и на территории бывших промзон выразили около 40% респондентов. Эта возможность в равной степени привлекательна и для москвичей, и для жителей близлежащих к промзонам территорий. Респонденты, готовые к переезду, более позитивно оценивают проект реновации, у них также выше запрос на жилищное строительство, развитие инфраструктуры и благоустройство территорий.

Участники исследования уверены, что основной целевой группой развивающихся территорий должна стать молодежь. Причем на территории бывших промзон, по мнению опрошенных, молодежи будет больше, чем в «новой Москве». То же утверждение справедливо и для приезжих из других регионов России. Примерно каждый десятый участник опроса опасается, что жителями как «новой Москвы», так и промзон могут стать мигранты из ближнего зарубежья. В их глазах это снижает привлекательность развивающихся территорий, поскольку миграционная сфера зачастую ассоциируется с ростом криминогенной обстановки и уменьшением количества доступных рабочих мест. 

Факторы потребительского выбора. При выборе жилья на территории бывших промзон наиболее важными факторами являются: транспортная доступность и экологическая обстановка. Доступность таких объектов обеспечивается расположением в черте МКАД, а с развитием МЦК и второго кольца метрополитена (ТПК) их территориальная привлекательность будет только расти. Благоустройство территорий и создание рекреационных объектов улучшит экологическую обстановку зон, где раньше находились «тяжелые» предприятия, загрязнявшие среду. Одним из стандартов качества городской среды является обеспеченность районов объектами социального, культурного, досугового и спортивного назначения. В глазах москвичей именно эти объекты будут отличать новые кварталы от обычных спальных районов.

Обеспеченность новых территорий рабочими местами отмечается каждым пятым жителем. Чаще других этот фактор повлияет на выбор места жительства малообеспеченных респондентов, а также тех, кто переехал в Москву менее пяти лет назад. Ценовая доступность жилья на территории бывших промзон чаще определяет выбор молодежи и молодых семей. Для этих же групп населения фактор транспортной доступности примерно на 5–10% выше, чем для остальных жителей. То же можно сказать и о факторе престижности района: он скорее повлияет на выбор среди молодого и среднего населения, чем жителей предпенсионного и пенсионного возраста. Помимо этого, престижность района крайне важна для обеспеченных жителей, где данный показатель выше почти в два раза.

Уровень интереса москвичей к реализации программы реновации промзон достаточно высок, учитывая, что процесс освоения территорий начался недавно. В настоящее время около 45% жителей проявляют к нему свой интерес. Если дальнейшее развитие проекта будет соотноситься с интересами самих жителей, то число потенциальных сторонников реновации промзон может существенно возрасти. 

В ходе исследования были определены каналы коммуникации, по которым москвичи предпочитают получать информацию о реализации проекта. К ним прежде всего относится Интернет, причем жители готовы получать информацию как посредством специальных сайтов, так и с помощью интернет-оповещения. Другим важным каналом является телевидение. Традиционно для старшего поколения данный источник информации остается актуальным и пользующимся доверием – так считают около трети опрошенных. Среди печатных источников информации превалируют местные районные газеты. Уровень их популярности по данному вопросу выше, чем у федеральных СМИ. Возможно, популярным источником информации для автомобилистов станет радио.

ВЫВОДЫ

  • Уровень информированности населения о проекте реновации промзон достаточно высок. Жители имеют общее представление о новой градостроительной программе, но при этом заинтересованы в получении детальной информации. Поддержку решению властей об освоении пустующих территорий выражают почти две трети жителей столицы.
  • Москвичи считают, что проект реновации промзон даст новый импульс транспортному развитию, жилищному строительству, благоустройству городских районов, улучшению ситуации на рынке труда. Необходимое условие для этого – комплексное развитие территорий, соблюдение баланса жилой и нежилой недвижимости, социальной и транспортной инфраструктуры.
  • Промышленность – один из драйверов развития территорий, но сохраняемые или вновь создаваемые производства должны быть высокотехнологичными, не ухудшать экологическую обстановку. Наиболее предпочтительным вариантом будущего территорий промзон москвичи считают развитие науки и образования, легкой промышленности, создание предприятий малого и среднего бизнеса. Наименее востребованы объекты торговли, офисные центры и крупные производства.
  • Рекреационные зоны (парки и скверы) и сооружения спортивного и культурного назначения – самые
    одобряемые для создания на территории промзон объекты. Жители столицы считают, что такие объекты станут точками притяжения для всего населения, повысят привлекательность реорганизуемых территорий, в том числе и туристическую.
  • В переезде на территории бывших промзон наиболее заинтересованы москвичи со средним уровнем дохода, специалисты с высшим образованием, занятые в коммерческом секторе, а также поселившиеся в столице от 5 до 10 лет назад. На выбор места жительства существенно влияют: транспортная обеспеченность района, экологическая обстановка, наличие рекреационных зон и объектов культурного назначения.
  • Среди каналов получения информации о реализации новой градостроительной программы приоритет отдан Интернету и телевидению. В сети целесообразно создание специализированного интернет-портала, посвященного развитию отдельных промзон, а на ТВ – сюжеты о ходе строительства объектов, наиболее значимых для всех жителей столицы.

Валерий Федоров,
генеральный директор ВЦИОМ, кандидат политических наук, профессор ВШЭ