Онлайн-технологии в строительном регулировании

Градостроители дали оценку сложности и необходимости прохождения административных процедур

Для решения задач по оптимизации административного регулирования бизнеса важно, с одной стороны, вычленить процедуры, вызывающие наибольшие затруднения у предпринимателей. Долгие сроки прохождения, высокая стоимость государственных услуг, требования по предоставлению большого пакета документов, количество госорганов, которые необходимо посетить, – вот основные факторы, определяющие сложность прохождения процедуры.

Выявление данных параметров для каждой государственной услуги позволяет построить своеобразный рейтинг процедур по уровню их сложности для бизнеса. Таким образом, можно очертить круг наиболее проблемных процедур, упрощение или устранение которых способно значительно облегчить ведение строительного бизнеса.

Гораздо сложнее определить, какие именно процедуры или отдельные требования являются избыточными. Каждая норма когда-то кем-то придумана и обоснована требованиями безопасности, необходимостью контроля, учета, соблюдения нормативов и т.д. Бездумный отказ от тех или иных процедур может привести к авариям, трагическим последствиям бесконтрольного строительства с нарушением требований безопасности, стандартов и норм. Однако условия строительства и технологии со временем меняются, а значит, и актуальные еще вчера нормы сегодня могут стать ненужным бременем. Здесь, на наш взгляд, необходимо в большей степени ориентироваться на мнение специалистов, непосредственно занятых в строительстве. Именно они первыми ощущают происходящие изменения, отслеживают новые практики и подходы в строительстве, внедряют современные технологии и материалы.

Для оценки действующих в Москве административных процедур в сфере строительства Агентством социальных исследований «Столица» совместно со специалистами АО «Мосинжпроект» была разработана мониторинговая онлайн-панель для проведения опросов руководителей и специалистов строительных организаций. В отличие от общих исследований административных процедур, рассматривающих отрасль в целом, цель данной разработки заключалась в изучении оценок каждой из существующих процедур. Это дает возможность выявлять зоны риска и проблемные точки в сфере прохождения административных процедур. Такой подход обеспечивает обратную связь между участниками рынка и регулирующими организациями. Регулярное использование такой онлайн-панели может помочь в работе по снижению административных барьеров в строительстве.

Пилотное онлайн-исследование «Оценка качества предоставления государственных услуг для строительного бизнеса в г. Москве» было проведено в мае 2016 года. В рамках данного исследования опрашивались люди, занимающие руководящие должности в строительных компаниях Москвы, относящихся к следующим отраслям: гражданское строительство, промышленное строительство, транспортное строительство, коммерческое строительство, гидротехническое строительство.

В ходе электронного опроса на первом этапе проводилось изучение отношения респондентов к блоку административных процедур, относящихся к градостроительной подготовке. На следующих этапах исследования будут изучены такие блоки, как: подготовка проектной документации; строительство; ввод объектов в эксплуатацию; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Результаты исследования позволяют выделить два ключевых параметра, по которым можно проанализировать каждую конкретную процедуру: «сложность прохождения процедуры» и «необходимость прохождения процедуры». Для их измерения применялась балльная система, в которой «сложность прохождения» оценивалась от 1 до 10, где 1 – наименьшая сложность, а 10 – максимальная. В свою очередь, «необходимость прохождения» также оценивалась от 1 до 10, но 1 – максимальная необходимость, а 10 – минимальная.

Анализ полученных данных позволяет выделить группы процедур, коррелирующие по данным двум параметрам: «сложные», «средние», «простые», «смешанные».


Группа 1. Сложные

  • Таким образом, к первой группе можно отнести процедуры с высокой сложностью прохождения и при этом с низким уровнем необходимости. Сюда относятся следующие процедуры: заключение государственной историко-культурной экспертизы об отсутствии на данной территории объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
  • получение заключения экспертизы (государственной или негосударственной) проектной документации объекта капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий.

Объяснять их положение могут следующие параметры. В отношении первой процедуры респонденты указывали долгое время прохождения процедуры (до 30 дней – 60% респондентов), при этом большинству участников опроса (80%) приходилось посещать регулирующую организацию от 3 до 8 раз. Отмечались и сложности с прохождением данной процедуры в электронном виде. Что касается второй упомянутой процедуры, ее оценки неоднозначны. Часть респондентов проходит ее быстро и с минимальными усилиями, другая часть имеет большие сложности в виде затягивания сроков, большого количества посещений регулирующих органов и т.д. При этом показательно, что респонденты указали несколько регулирующих органов, которые отвечают за выдачу результирующего документа, что является явным противоречием.

Группа 2. Средние

Вторая группа процедур характеризуется средними оценками по параметрам «сложность прохождения»
и «необходимость». В нее входят такие процедуры, как: 

  • приемка материалов инженерно-геодезических изысканий в Геофонд города Москвы;
  • разрешение на производство инженерно-геодезических работ;
  • получение ситуационного плана 1:2000

По первой процедуре участники опроса дали следующие оценки: сроки прохождения занимают от недели до месяца (66%), количество посещений организации от 3 до 6 раз. В отношении второй процедуры мнение респондентов неоднозначно. Часть из них придерживается средних оценок сроков и количества посещений организации. Две другие доли придерживаются полярных позиций: одни легко получают разрешение, а другим приходится приложить больше усилий. Оценки третьей процедуры соответствуют первой (приемка материалов инженерно-геодезических изысканий в Геофонд города Москвы), при этом опрошенные отмечают отсутствие проблем с прохождением в электронном виде и единственный орган, выдающий результирующие документы.

Группа 3. Простые

К данной группе относятся административные процедуры с низким уровнем сложности прохождения, но с высокой необходимостью. Ее представляют: 

  • получение топографической съемки земельного участка;
  • получение градостроительного заключения;
  • получение документа инвентаризации земельного участка. 

Первая процедура была отмечена респондентами как позитивная, потому что, несмотря на сроки прохождения (до 30 дней), участники тратили не более 1-2 посещений для получения данного документа. В отношении второй процедуры треть респондентов утверждает, что сроки ее прохождения занимают не более недели, при этом количество необходимых посещений составляет не более 4. Оценки третьей процедуры также позитивны: сроки прохождения – неделя (75%), посещение организации – не более 4 раз (75%), и в качестве органа, выдающего результирующий документ, – нет противоречий.

Группа 4. Смешанные

Согласование проекта внешнего электроснабжения. Параметр сложности прохождения данной процедуры
был оценен выше всех остальных, но при этом участники опроса выделяли высокую необходимость ее прохождения. Причины высокой сложности заключаются в необходимости частого посещения регулирующей организации, Федеральной налоговой службы.

Регистрация положительного заключения в ИСОГД. Респондентами отмечается средняя сложность прохождения, но самая высокая необходимость из всех перечисленных процедур. Это может объясняться низким уровнем информированности респондентов, поскольку вопросы о подробностях прохождения (сроки, количество посещений, стоимость и т.д.) вызвали затруднения.

Получение согласования проекта монтажа узла учета тепловой энергии. Сложность прохождения данной процедуры нельзя назвать высокой, но одновременно в этой категории была отмечена наиболее низкая необходимость прохождения. Часть респондентов считает данную процедуру избыточной.

Получение выписки из ЕГРЮЛ. Данная процедура является наиболее простой к прохождению из всех отмеченных. Необходимость при этом оценивается средне. Отмечается быстрота получения и малое количество посещений регулирующей организации. 

Полученная классификация позволяет принимать оперативные решения по улучшению прохождения конкретных административных процедур. Решения могут касаться уменьшения сроков получения документов, оптимизации электронного прохождения, снижения частоты посещения соответствующих организаций, регулирования стоимости услуг и т.д.

Возможности онлайн-панели такого типа не ограничиваются данной классификацией. В зависимости от текущей ситуации в нее могут закладываться любые параметры относительно административных процедур и регулирующих органов.