В рамках подготовки к последнему мероприятию Московского центра урбанистики «Город», посвященного рынку труда и транспортной системе ТиНАО, было проведено социологическое исследование ВЦИОМ, результаты которого представил Кирилл Родин, руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований.

 

 

 

ВЦИОМ провел исследование по оценке социальных настроений жителей Новой Москвы, касающееся вопросов транспорта и трудоустройства. Само исследование было построено следующим образом: опрашивались жители Новой Москвы, опрос проводился по телефону, погрешность составляет порядка 3,5%. Общая аудитория — это жители Москвы старше 18 лет, проживающие на территории ТиНАО.

Если говорить об общих оценках изменений на территории Новой Москвы, то в целом мы видим, что с 2015 года наблюдается поступательное уверенное движение в сторону улучшения оценок. В 2015 году 61%, говорили, что позитивно оценивают изменения в ТиНАО, в этом году так ответили 74%. Но тем не менее, интересно сопоставить данные не просто в динамике общих показателей, а в разрезе аудиторий — тех, кто недавно переехал на территорию (в течение последних 5 лет) и тех, кто там проживает постоянно. Те, кто проживает там в длительной перспективе, а значит, имеет опыт более широкий опыт сопоставления в матрице «было-стало», они дают, как правило, более высокие оценки, в части динамики изменений, произошедших и в транспортной сфере, и в сферах, связанных с вопросами трудоустройства.

 

Об оценке транспортной ситуации на территории Новой Москвы.

Общий вопрос был простой: «Как вы оцениваете транспортную ситуацию в вашем округе?». По Новой Москве мы получили 67% позитивных оценок транспортную ситуацию позитивно. 30% же сказали, что ситуация ухудшилась. Надо сразу сказать, что этот баланс в целом для развивающихся территорий очень хороший. Ранее мы также изучали этот вопрос в Москве. Результаты показывают, что на новых территориях оценка динамики транспортной ситуации лучше, чем на территории старой Москвы. Далее мы привели данные по жителям, переехавшим 5 лет назад и остальным жителям Новой Москвы. Здесь видно, что те жители, которые дольше проживают на территории ТиНАО, склонны лучше оценивать те изменения транспортной ситуации, которые произошли в период их проживания.

Развитие транспортной инфраструктуры.

Что касается оценки общей ретроспективы, мы задавали вопрос: «оказало ли присоединение Новой Москвы в 2012 году влияние на темпы дорожного строительства в районе вашего проживания?» И здесь мы видим, что 70% заметили улучшение в темпах строительства, но тем не менее мы также видим, что небольшой негатив сохраняется в размере 6%. Но так устроен человек, всегда остаётся какая-то доля недовольных, что бы мы не делали. Любая реформа подразумевает под собой наличие некоторого сопротивления. Следующий вопрос: «Оказало ли присоединение Новой Москвы в 2012 году влияние на работу общественного транспорта в районе вашего проживания?». Здесь мы снова видим, что оценки выросли. В 2015 году 51% говорили об улучшениях, в 2018 году — 70%. Почему эта цифра важна? В своей модели оценки люди как правило оценивают не просто текущее положение дел, для людей очень важны те темпы, которыми эти изменения происходят. Очень часто мы сравниваем различные территории, на которых объективно, с точки зрения статистики, внешней экспертизы, ситуация обстоит аналогичным образом. Но те территории, на которых изменения произошли в более короткой перспективе, как правило, дают более высокий социальный отклик.

 

Использование транспорта

В использовании транспорта подросла аудитория тех, кто в своих поездках выбирает автомобильный транспорт (+9% с 2015 года). В первую очередь это связано с тем, что среди жителей, переехавших 5 лет назад доля пользователей личного транспорта почти 40%. Выражаясь проще, переезжают сейчас в основном автомобилисты. Это естественно коррелирует с уровнем дохода – как правило, если люди могут себе позволить приобретение нового жилья, то машину уже приобрели. И эти люди, со сложившимися привычками транспортного поведения начинают переезжать. Таким образом мы говорим, что одной из специфических черт территории Новой Москвы является то, что ожидаемая доля присутствия там автомобилистов выше. А значит, и доля аудитории людей, чьи привычки необходимо будет поменять, тоже выше. Формирование политики пересадки на общественный транспорт в Новой Москве должно проходить с большими усилиями. Отдельно надо сказать, что в целом, потенциал пересадки достаточно высокий. 75% пользователей общественного транспорта оценивают транспортную ситуацию позитивно, автомобилисты оценивают ее похуже.

 

Транспортные стратегии и места приложения труда.

Вот здесь мы потихонечку начинаем переходить в том числе к оценке труда, складывающейся на территории Новой Москвы. Сравнивая оценки транспортной инфраструктуры, в зависимости от того, где конкретный респондент работает, можно заметить существенные различия. Респонденты, работающие в Троицком АО, позитивнее всех оценивают транспортную ситуации. А работающие в НАО и границах старой Москвы – более критичны в своих оценках. Несмотря на общее преобладание позитивных оценок, мы видим, что социальное напряжение сохраняется.

Если мы посмотрим социальный портрет жителей, которые работают внутри ТиНАО, то здесь велика доля работников со средним образованием. Причем большинство из них, если сравнивать с общими показателями по Москве, выбирают стратегию использования собственного автотранспорта.

Если посмотреть в сравнении с теми, кто работает внутри МКАД то тут, мы увидим в зеркальном отражении, что территория старой Москвы выбирает, в основном, работников с высшим образованием и забирает экономически активное молодое и среднее поколение. На вопрос о том, готовы ли те, кто сегодня работает внутри МКАДа, с сохранением тех условий труда, которые у них есть, работать в Новой Москве, 77% сказали «да». Мы понимаем, что это декларативные ответы, что такого рода условия на новой территории не сложатся в один день. Но эти декларации дают нам возможность понять, что потенциал для развития рынка труда Новой Москвы достаточно большой.

Исходя из дальнейших результатов, мы видим, что основной поток жителей Новой Москвы, которые создают маятниковую трудовую миграции ежедневно — это жители Новомосковского округа. Это может быть связано с тем, что промышленная инфраструктура Троицкого округа развита лучше.

Безусловно, жители ТиНАО видят те изменения, которые происходят. Они склонны оценивать и темпы, с которыми происходят эти изменения, как достаточно высокие. Но тем не менее, мы видим, что социальный запрос на строительство транспортной инфраструктуры сохраняется и можно смело сказать, что он ещё будет сохраняться в ближайшей перспективе. Потому что планы по развитию большие, они реализуются и совершенно очевидно, что реализовать их в один день не получится. Важно отметить, что новые территории насыщаются автомобилистами. Отдельно можно сказать о том, что рынки труда в ТиНАО в НАО и в ТАО неоднородны, они имеют существенные серьезные отличия. В борьбе за экономически активное высокообразованное население у нас пока побеждает Москва и стратегии, связанные с удержанием в границах новой Москвы этого сегмента рынка труда необходимо продумывать. В целом, обращаясь к тем данным, которые есть, можно сказать, что потенциал у «новомосквичей» жить и работать непосредственно в границах ТиНАО достаточно высокий.

Пресс-релиз ВЦИОМ «Транспортная ситуация в Новой Москве: оценки жителей ТиНАО»

Родин К.С. Социальные настроения жителей Новой Москвы

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий