Любовь Цветкова председатель правления «Ассоциации инвесторов Москвы» рассказала о том, как транспортное развитие в Новой Москве влияет на инвестиционный климат присоединенных территорий.

 

 

Отвечать на вопрос, важна ли для инвестора, важна ли для правообладателя, для девелопера хорошая развитая транспортная структура — это примерно отвечать на вопрос: «что лучше, быть богатым и здоровым либо бедным и больным?». Конечно важна. Стоимость любого проекта минимум на 15-20% повышается в цене, если только узнают, что в ближайших планах правительства Москвы есть создание либо линий метрополитена, либо дорог. В качестве примера — офисный центр PPF «Comcity» – он стоит в аренде примерно столько же, сколько офисный центр в хороших, развитых, старых районах Москвы. Не только потому что он прекрасно сделан, а он правда прекрасно сделан, но и потому что он находится в трёх минутах ходьбы от метро. «Рассказовка» — у них тоже высоко ликвидный проект, потому что они очень близко оказались к метро и к транспортной доступности.

Без транспортной доступности земля в Новой Москве — это всего лишь поверхность, летом — зелёная, а зимой — белая, и не более того. Рыночным продуктом она становится только тогда, когда известно, что туда приходит транспорт. Мы, конечно, мечтали, об идеальной картинке как в Америке, когда правительство позаботилось и новую территорию разбила на сектора, подвела туда дороги, подвела коммуникации и ждёт инвесторов. У нас ситуация не такая, мы на это не жалуемся, мы другая страна и новые территории у нас осваиваются по-другому.

Город, Новая Москва, ТАСС, 2018

Что для нас, для инвесторов важно? Первое — чтобы мы всегда в доступе знали, какие планы у правительства Москвы, когда мы говорим об АИПе (адресно-инвестиционный программе) — это ближайшие три года. А каждому правообладателю земельного участка важно знать, когда транспорт придёт к нему. Потому что что-либо начинать без него, именно без транспорта нельзя. На сегодня есть две важные составляющие — это инженерная инфраструктура и транспорт, но инженерные услуги ресурсоснабжающих организаций — это платные услуги. Мы их всё равно затянуть туда за деньги можем. Мы за это платим. А дороги нам дарит Правительство Москвы, и наше счастье зависит только от этого. Потому что мы всего лишь обладаем какими-то будущими ценными земельными участками, которые становятся ценными, когда туда придут люди, когда инвесторы захотят там строить, а строить они захотят, когда Правительство Москвы проложит туда дороги. Поэтому нам важно знать план.

Второе – иногда, зная планы, мы понимаем, что не скоро в наши земли придет транспорт. Тогда давайте рассматривать возможность концессионных соглашений. Это во всем мире используется, есть положительная практика в том числе ГЧП и по метрополитену. Иногда инвестор, правообладатель тысячи гектар, готов заниматься развитием концессии, готов привлекать туда банки, в будущем понимая, что у него выкупит бюджет города построенные дороги, может быть станции метрополитена. И понимая то, что, сегодня не вложив, он потеряет свои земельные участки и осваивать их придут уже только внуки.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий