В рамках прошедшей дискуссии МЦУ «Город», под названием «Транспортный каркас Новой Москвы – возможности для работы и бизнеса», Татьяна Дмитриевна Полиди, исполнительный директор фонда «Институт экономики города», рассказала о роли присоединенных территорий в рамках дальнейшего развития всей Московской агломерации.

Полиди, Институт экономики города, МЦУ Город

Я хотела бы посмотреть на тему ТиНАО с точки зрения развития Новой Москвы как части Московской агломерации. Естественно, что развитие транспортной инфраструктуры — это всегда плюс для общего экономического развития. Но если мы посмотрим не на Москву, а на Московскую агломерацию, как на единую урбанизированную территорию, единую экономику, сегодня это крупнейшая агломерация, которая уже приносит ВВП страны порядка 20%. И это, в принципе, по международным меркам, очень серьёзная высокая концентрация экономики и экономического развития. Сейчас обсуждаются предложения и разные идеи в рамках развития стратегии России о том, как бы подтянуть другие города потому что они ещё содержат в себе очень большой потенциал для экономического роста. В отличии от Московской агломерации, которая за это время в какой-то степени приблизилась к своим границам экономического развития. Но тем не менее, внутри Московской агломерации, если сравнивать с другими крупными агломерациями в стране, существует довольно серьёзный потенциал для перераспределения вот этих экономических источников между ядром и периферией. Если мы условно говоря возьмём ядро как старую Москву и все остальные территории Московской агломерации – частично это Новая Москва, частично это муниципалитеты Московская область. И вот здесь как раз заложен потенциал для экономического роста, потому что сегодня на ядро приходится 85% ВВП Московской агломерации. Это условный показатель, у нас в статистике такого нет, но мы оценили валовой внутренний продукт Московской агломерации и увидели, что старая Москва в нем составляет 85%. Соответственно, все остальные муниципалитеты, условно говоря, периферийные, включая Новую Москву, только 15%. Здесь как раз и есть потенциал для дальнейшего экономического роста и в этой связи, если мы возвращаемся к теме развития транспортной инфраструктуры и к теме развития жилищного строительства, возникает, вопрос о приоритетах развития транспортной связанности с ядром, усиление центростремительных движений. А также развитие двух других видов транспортной инфраструктуры — это межмуниципальное сообщение за пределами ядра и внутри муниципальная инфраструктура внутри муниципалитетов Московской агломерации, в том числе внутри муниципалитетов Московской области и Новой Москвы. С точки зрения экономики, развитие таких видов инфраструктуры позволит немного активизировать новый экономический потенциал в форме, в том числе, малого бизнеса, который может там развиваться в такой мелкой дисперсной плотной улично-дорожной сети, которую, я считаю, нужно развивать внутри муниципалитетов. А второй аспект – это активизация экономических взаимодействий между муниципалитетами.

Мы все знаем, что российские крупные города, в виду своего советского прошлого, получили в качестве наследства ассиметричное распределение плотности населения и плотности застройки на центрах периферии. То есть, если в рыночном западном городе центр — это высокая плотность, «suburbia» — это низкая плотность и как правило индивидуальная застройка. В наших городах наоборот. Старые центры — низкоплотные и дальше — частокол высокоэтажной застройки по окраинам. Как только появляются новые транспортные артерии, соединяющие ядро с периферией, то тут же возникает высокоэтажная застройка вдоль этих транспортных артерий в пределах плюс-минус 3 км вправо и влево. В то же время, если мы всё-таки хотим постепенно сдвигать эту ситуацию развития в нормальное русло, то необходимо перераспределение этой плотности и развитие нормальной цивилизованной suburbia, низкоплотной и низко этажной — это раз, вместе с внутренней плотной улично-дорожной сетью. Два — это, я сейчас говорю о долгосрочной перспективе, дальнейшей муниципализации этих сложившихся поселений, которые со временем должны становиться более значимыми единицами экономического развития.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий