Директор Центра культурных исследований и экспертиз Евгения Дутлова рассказала об особенностях своей работы — постановке на государственную охрану московских памятников архитектуры.

В декабре прошлого года «Мастерской 17» исполнилось 30 лет. За эти годы было обследовано более 400 кварталов в пределах Садового кольца, 10 тысяч владений. В каждой работе содержатся даты строительства, имена архитекторов и заказчиков, фотографии фасадов, исторические виды и планы с архивными чертежами, перечень владельцев и т.д. – собирается полная информация об объекте.

В 1988 году советское правительство забеспокоилось, что Москва теряет свой исторический облик, и что этот процесс нужно остановить. Тогда по «Моспроекту-2» вышел приказ о создании этой Мастерской. Каждому из коллег Дутловой предложили набрать себе по 10 помощников и вскоре на месте 8 работников появились 80. Приходили искусствоведы, архитекторы, архивисты, люди инженерных профессий. На работу принимали людей, пришедших ради сохранения исторического наследия и желающих изучать старую архитектуру. Вопрос о финансировании работы был поднят в департаменте экономической политики, где в итоге и выделили средства.

В «Мастерской 17» было разработано ноу-хау: методика исследования и описания городских зданий. Эксперты научились собирать по архивам историю зданий и стали составлять информационные карточки на владения и составляющие их строения.

Сначала создавали некие альбомчики, посвященные отдельным домам. В то время на схемах время постройки зданий обозначать разной штриховкой, но это было не очень удобно и Дутлова предложила обозначать разные эпохи цветом: красный – XVIII век, допожарная Москва – малиновый, ампир – голубой, коричневый – эклектика и желтый – советские постройки. Позже это обозначение стало стандартом для всех подобных исследований. Советскую эпоху в последнее время разбили на салатовый — конструктивизм и зеленый – послевоенный период. Здания же, построенные после 1991 года, получили серый цвет в качестве обозначения. Каждое обследование сдавалось в трех экземплярах, все выполнялось вручную, поэтому раскрашивать схемы в альбомах предлагали детям.

Главной целью Дутлова и её коллеги ставили не просто исследование, а именно сохранение памятников, их работа имела практический результат. Кроме того, мастерская входила в состав проектного института: поэтому специалисты сразу узнавали обо всех начинающихся стройках, а архитекторы даже стали в начале работы заходить в Мастерскую, чтобы выяснить, не нарушит ли новое здание исторический облик застройки.

Когда ещё в самом начале своей работы, до учреждения официальной «Мастерской», в конце 1960-х в Москве охранялось 700 зданий. За время поквартальных обследований, проходивших с 1988 по 2012 год, охраняемых объектов стало уже 5 тысяч. «Как золотоискатели просеивают песок в поисках самородков, также и мы в каждом квартале старались найти что-то ценное и в нижней графе информационной карточки рекомендовали постановку этого здания на государственную охрану» — рассказывает Дутлова. После, из отдельных домовладений складывали историю целых кварталов с момента их образования и вплоть до сегодняшних дней.

Среди объектов, над которыми проводились исследования – все центральные дома: владение Моссовета, Московская консерватория и её знаменитые винные подвалы во дворе, дом гражданского генерала-губернатора на Тверской, 20, мавзолей Ленина, Кремль, Пречистенка, дворец Долгорукова, провиантские склады, Волхонка, Метрополь, храм Христа Спасителя, Большой театр. Сейчас Москомнаследие в пределах Садового кольца работает на 75-80% на материалах историко-архитектурных исследований, проведенных именно «Мастерской 17».

Вопросы и обсуждения

1 комментарий

Добавить комментарий