17 июля в рамках MUF-18 состоялась панельная дискуссия «Москва меняется: urbs et orbis», организованная Московским центром урбанистики «Город» совместно с Российско-французским форумом гражданских обществ «Трианонский диалог» и Дирекцией парка «Зарядье». Каким может быть «город будущего»? Как будут выстроены логистика и инфраструктура? Каким транспортом мы будем пользоваться? Как сделать мегаполис комфортным? Глобальные урбанистические тренды и образ Москвы в перспективе развития до 2050 года обсуждали представители органов муниципального управления и крупнейших бизнес компаний России и Франции, ведущие российские архитекторы, урбанисты и девелоперы.

Сергей Черемин

Открывший мероприятие Сергей Черемин, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы, отметил, что Москва – это яркий пример крупного развивающегося мегаполиса, гигантской агломерации с населением 12,5 человек. Столица притягивает ещё около 8 миллионов человек из городов-спутников. Москва — своеобразный «локомотив» экономики России, который генерирует более 22 % ВВП РФ, а вместе с агломерацией — более 30%.

Черемин также подчеркнул, что столица сотрудничает с 150 крупными городами мира в 100 странах. Благодаря международным связям родился такой проект, как «Новая Москва»: «В 2013 году мы с Сергеем Семеновичем Собяниным посетили Париж, и он ознакомился с концепцией развития «Большого Парижа», посмотрел на стратегию развития транспорта, как все это увязано синергетически, деловых кварталов, обеспечения устойчивого развития этой территории. Тогда им было принято решение по многим проектам, в том числе и родился проект «Новая Москва»

Одним из таких проектов, которые появились в результате обмена опытом на международном уровне, стал парк «Зарядье», принимавший участников и гостей панельной дискуссии в Заповедном посольстве. Директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб рассказал, что над проектом парка работал весь горо д и все департаменты правительства Москвы:«Надо сказать, была проявлена большая политическая воля, когда принималось решение отказаться от огромнейшего инвест-контракта на 400 тысяч квадратных метров деловой, офисной, административной недвижимости и, по сути, подарить эту площадку горожанам, гостям столицы. И создать архитектурный, инженерный, культурный шедевр».

 Владимир Жидкин

Руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин уверен, что у Новой Москвы колоссальный ресурс развития: «Мы гордимся этим проектом. Это огромные территории, не обремененные старой застройкой, с прекрасной экологией, низкой стоимостью и высоким уровнем жилья. У Новой Москвы, безусловно, колоссальный ресурс по развитию любых инфраструктурных объектов, по созданию объектов жилого назначения, объектов с рабочими местами. Это является нашим основным ресурсом, основной возможностью построить новый город практически с нуля».

 

Стратегия развития Москвы сегодня в центре внимания. У столицы три основных проблемы, считает Эммануэль Форест, исполнительный вице-президент, генеральный директор Bouygues-Европа. Первая — необходимо возвращать природу в город, вторая — постоянно развивать и интегрировать технологии «город будущего», и третья – транспортные потоки. По мнению эксперта, для решение последней из упомянутых проблем необходимо развивать агломерацию так, «чтобы люди не должны были постоянно перемещаться, они должны работать недалеко от места, где они живут. И это новая концепция жизни, работы и города».

Созвучные мысли высказал и Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG. Эксперт считает стратегическим вектором развития современных агломерации создание кластеров по типу «город в городе»: «Если для человека будут созданы все условия для комфортной жизни (социальная инфраструктура, работа, торговля, услуги, общественные зоны, развлечения и т.д.) в рамках определенной территориальной единицы(кластера), то он будет покидать ее минимальное количество раз».

Экология становится все более острым вопросом для мегаполисов, в «идеальном городе будущего» она занимает значимое место. И этому вопросу уделили особое внимание на сессии.

Михаил Посохин

«Сегодня новые технологии позволяют рассчитывать жизненный цикл дома до момента, когда здание будет снесено. В то же время мы должны понимать, что развитие города — это и развитие мест положения труда. Сегодня главная тенденция – вывод промзон и замена загрязняющих город заводов на более интеллектуально развитые  и экологически чистые производства»,считает Михаил Посохин, генеральный директор ГУП, вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ.

Лоран Буйо

Генеральный директор компании SIRADEL Лоран Буйо и глава архитектурного бюро Тимур Башкаев говорили о грядущей транспортной революции. Дроны и беспилотники –  теперь не только в фантастических фильмах — это вполне близкое будущее. Тимур Башкаев выступил с наглядной презентацией, анализирующей транспортную систему столицу: «Звездообразное развитие транспортной сети города, когда между так называемыми „лучами“ звезды появляются приличные пространства без какого-либо доступа к общественному транспорту, приводит к тому, что в этой ситуации жители более отдаленных районов, но расположенных вдоль „луча“ транспортной ветки, находятся в лучшем положении, чем жители близких к центру округов». Эксперт сразу предложил решение: создание персональных электрических автомобилей беспилотников, которые доставят до станций метро или остановок высокоскоростного транспорта, а он, в свою очередь, доставит в любую точку города в течение получаса.

Эдуард Моро

По мнению генерального директора Orchestra Design Эдуарда Моро, в России пока нет четкого механизма для реализации урбанистических проектов. Фактор, тормозящий процесс преобразований, в том числе, недостаточный диалог между бизнесом и властями. Также Моро анонсировал свой новый проект: в скором времени будет представлен проект реконструкции столичных набережных «Берега Москвы», но все карты он пока не раскрывает.

Одной из главных тем стало вовлечение жителей в дела общегородского масштаба.

 

За привлечение населения к проектам по преобразованию города ратовала Наталья Кузьмина, проректор МГИМО и основатель девелоперской компании «Реставрация Н»: «Необходимо призвать людей к сотрудничеству, приучить к участию в решении вопросов относительно будущего их округа. Так удастся избежать ошибок, да и у населения самооценка поднимется. Ведь сами выбирают, что им нужно, а что — нет».

Резюмировал эту часть дискуссии Алексей Расходчиков, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» и председатель правления МЦУ «Город». «Ключ к управлению развития Москвы лежит во взаимодействии власти и жителей, — считает Алексей Расходчиков. — В противном случае мы получаем разбалансированную среду. Наша организация занимается изучением мнения москвичей. Я считаю, что горожане должны и могут принимать активное участие в создании города будущего. Сегодня большинство жителей столицы одобряют изменения, которые происходят в Москве. Три главные темы, в которых горожане видят наиболее положительные изменения, это строительство метрополитена, развитие дорожной сети, а также благоустройство и озеленение центра столицы».

Заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект»
Главный архитектор АМ "АБТБ"
Политолог, социолог, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ, Доктор экономических наук
Председатель совета директоров группы компаний RRG
Заместитель директора Института территориального планирования «Урбаника»
Директор парка "Зарядье"
вице-президент Союза московских архитекторов, генеральный директор ООО «Яузапроект»
Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы, заслуженный строитель РФ
Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий