Городской планировщик и управляющий партнёр проектно-консалтинговой компании «Новая земля» Иван Курячий рассказал, что необходимо для того, чтобы Москва переняла популярную европейскую практику развития, которая ориентирована на общественный транспорт.

Ещё в советские годы в российских городах сложилась тенденция, что новый стройкомплекс появляется раньше, чем транспортный. Например, Солнцево и Новопеределкино – обширные территории, сравнимые с городами, создававшиеся в 1960-1980-х годах. В генплан развития Москвы ещё в 1971 году было включено обеспечение этих районов скоростным общественным транспортом, но реально же экспресс-электрички в Солнцево появились только к 2013 году.

Отсутствие качественного доступа к определённым услугам и рабочим местам, которые расположены в центре или других районах города, заметно снижает качество жизни. Если для поездки в гости или по другим делам необходимо тратить три часа на дорогу туда-обратно, люди чаще всего просто отменяют свои планы.

Иван Курячий отмечает, что всё дело в планировании. У нас оно перевёрнуто «с ног на голову» — в развитых странах принята модель транзитно-ориентированного развития. При такой модели обеспечение общественным транспортом зависит от возможного объёма застройки на данной территории. Такой подход является базовым принципом развития во многих городах мира. Новые проекты реализуются только на участках, которые уже обеспечены транспортом. Такой подход может реализовываться в проектном режиме, например, проект Орестад в Копенгагене, где на периферии был создан новый жилой район. Важно то, что прежде чем начать строительство, там проложили наземную ветку метро, а уже с открытием его станций начали вводить в эксплуатацию жилую и коммерческую недвижимость вокруг. В Амстердаме также при строительстве нового района Айбург, прежде протянули ветку скоростного трамвая. Специалист уверен, что при таком подходе выигрывают и жильцы этих новых кварталов, и девелоперы.

В некоторых странах городское развитие базируется на определенных показателях транспортной обеспеченности, рассчитывающиеся отдельно для каждого городского участка. Актуальный на данный момент показатель обуславливает выбор введения новых площадей. Где этот показатель улучшается — появляется возможность строительства, а где он максимально высок, возможно уплотнение существующей застройки. В этом отношении эксперт отмечает сайт Transport for London, где представлена публичная схема транспортной обеспеченности всех территорий города, реальная на данный момент ситуация и прогноз на 2021 и 2031 годы с учетом ввода всех транспортных объектов. На основе этих данных в каждом отдельном случае принимается решение о строительстве, а также определяется объем застройки, максимальное количество парковочных мест и т.д.

В результате такого планирования в городе появляются одинаково развитые территории, а не новые гетто, отрезанные от транспорта и, соответственно, от других частей города. Эффективная и сбалансированная планировка поможет минимизировать время, которое жители тратят на дорогу. «Это важный момент, потому что, когда такой показатель уменьшается, больше времени остается на семью, досуг, саморазвитие» — уверен Иван Курячий.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий