В прошлом году Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ опубликовала результаты своего исследования в книге «Москва: курс на полицентричность. Оценка эффектов градостроительных проектов на полицентрическое развитие Москвы». В рабочей группе исследования состояли Котов Е. А., Гончаров Р. В., Новиков А. В., Никогосян К. С., Городничев А. В. А научными редакторами выступили О. А. Баевский, Г. В. Витков, Т. Е. Шварева.

Проблема полицентрического развития в последние годы становится очень актуальной благодаря увеличению крупных городов, распространению «городского образа жизни» и росту городского населения.  В таких условиях вопросы эффективного и устойчивого полицентрического городского развития становятся максимально важными.

Главной спецификой полицентрического мегаполиса является наличие нескольких центров притяжения на территории. В моноцентричном городе такой центр один, и обычно это исторический центр города. Именно взаиморасположение центров притяжения определяет пространственную структуру полицентричного города. Такими субцентрами считаются центры «добровольного посещения», куда людей привлекают объекты отдыха, культуры, торговли и т.д. В отличии от центров трудоустройств, такие места образуются устойчивыми потоками людей и их посещаемость заметно выше.

В данном исследовании «центрами притяжения» называют места сосредоточения связей между разными субъектами городской жизни – властями, жителями, предпринимателями. В качестве же основных индикаторов таких центров выделяют финансовые потоки (и другой природы), привязанные к определённым объектам обслуживания.

В своём исследовании учёные провели оценку полицентричности Москвы. Они проиллюстрировали процесс формирования основных зон активности, которые, в свою очередь, и создают полицентрическую структуру столицы. Кроме центральной части города, было выделено множество центров притяжения на периферии. Были также определены отличительные черты этих центров, объясняющие «успех» данных территорий. Оказалось, что значимую роль в формировании центров притяжения сыграла их транспортная доступность.

Такие центры являются более устойчивыми и привлекают большее количество горожан, а также в их районе более высокие цены на недвижимость. В них также более развита сфера предоставления услуг, что ещё больше способствует усилению этих зон и структурирует городскую ткань. Что касается территорий, далёких от центров притяжения, там отмечается недостаток центрообразующей активности для формирования новых центров там, где в них нуждаются.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий