12 апреля на очередном заседании МЦУ «Город» генеральный директор ВЦИОМ В.В. Федоров представил результаты социологического опроса, посвященного рынку труда и развитию рабочих мест в Новой Москве. Публикуем полный текст выступления эксперта.

Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет результаты социологического исследования «Новая Москва: потенциал рынка труда». Основной целью исследования является диагностика текущего состояния и возможных перспектив развития рынка труда Новой Москвы. Всего было опрошено 1600 человек, из которых 600 респондентов – жители ТиНАО. Целевой группой опроса являются все жители Москвы от 18 лет.

При изучении рынка труда Новой Москвы было выявлено несколько рисков, которые в будущем могут серьезно повлиять на освоение данных территорий:

— маятниковая миграция на территорию «старой» Москвы;

— создание невостребованных рабочих мест;

— наплыв мигрантов из других стран и регионов РФ.

Дальнейшее развитие Новой Москвы подразумевает создание большого количества рабочих мест. Из этого возникает резонный вопрос: кто будет занимать эти места на рынке труда? Опрос позволил выявить три наиболее значимые группы респондентов, заинтересованных в рабочих местах в ТиНАО:

— жители, переехавшие в Новую Москву с начала присоединения территорий (2012 год);

— жители Новой Москвы, вынужденные ездить на работу на территорию  «старой» Москвы;

— жители «старой» Москвы, готовые к переезду в Новую Москву.

Остановимся на изменениях, произошедших в ТиНАО за последние два года. Предыдущее исследование ВЦИОМ по Новой Москве было датировано сентябрем 2015 года. Можно отметить, что общее социальное настроение жителей присоединенных территорий носит позитивный характер.

 

 

71% жителей ТиНАО положительно оценивают изменения, произошедшие в Новой Москве за последние 2–3 года. По сравнению с 2015 годом этот показатель вырос на 10%. Определенные различия в оценках наблюдаются среди коренного населения и новых жителей ТиНАО – соответственно 62% и 77%, а также среди жителей Троицкого и Новомосковского административных округов – соответственно 64% и 75%.

Среди конкретных направлений, где жители Новой Москвы отмечали улучшения, можно выделить: благоустройство территорий – 72,5% (+10% к аналогичному показателю в  2015 году) и работа транспорта – 69,4% (+ 18% к аналогичному показателю в  2015 году). Важным является сохранение высокого запроса на строительство жилой недвижимости – 29%. За два года показатель почти не изменился, что свидетельствует о стабильном и постоянном спросе на новое жилье.

Изменения в ТиНАО позитивно оценили и жители Москвы в «старых» границах. Главное из них связано с работой транспорта в Новой Москве. Жители «старых» территорий стали чаще ездить в ТиНАО: в 2015 году около 35% бывали в Новой Москве, сейчас этот показатель вырос до 44%. Важно отметить существенный рост популярности общественного транспорта для поездок на присоединенные территории. В среднем по всем видам общественного транспорта (автобусы, метро, маршрутные такси) частота использования увеличилась в 1,5 раза. Среди жителей в «старых» границах чаще всего в ТиНАО ездят жители ближайших к нему округов: Западного (55%) и Юго-Западного (64%).

Среди негативных изменений можно выделить два главных параметра по которым снизился уровень удовлетворенности и населения Новой Москвы, и «старых». Снизилась удовлетворенность условиями для проживания с детьми (-10% по сравнению с 2015 годом в обоих группах респондентах), а также удовлетворенность условиями для проведения досуга (также -10% среди обоих социальных групп).

Вернемся непосредственно к рынку труда и социальным группам, выделенным в предпосылках исследования. В первую группу входят жители, переехавшие в Новую Москву с начала присоединения территорий (2012 год). Изучение профиля рабочих мест этих респондентов позволяет оценить текущее состояние рынка труда Новой Москвы и возможности новых жителей округа для трудоустройства на присоединенных территориях.

Всего около 15% населения ТиНАО переехали со стартом проекта Новая Москва (в 2012 году и позже). Три четверти из них смогли трудоустроиться в округе проживания. Однако можно отметить некоторые особенности, присущие данной группе респондентов:

— быстрее смогли найти работу жители со средним уровнем образования;

— уровень дохода таких жителей является средним или чуть ниже;

— главные сферы приложения труда: безопасность, продажи и некоммерческие организации.

Четверть нового населения ТиНАО пока не смогла найти работу в округе и ездит на работу на территорию «старой» Москвы.

В связи с этим можно выделить две стратегии переезда, сформировавшиеся среди новых жителей присоединенных территорий:

— транспозиция – подразумевает переезд жителей поближе к МКАД, для того чтобы сохранить свои рабочие места в границах «старой» Москвы;

— релокация – в большей степени соответствует комплексному развитию территорий, эти жители ориентируются на покупку недвижимости внутри ТиНАО и работу в данном округе.

 

 

Вторая группа респондентов – жители Новой Москвы, вынужденные ездить на работу на территорию  «старой» Москвы – 30,4%. Маятниковая миграция обусловлена высокой квалификацией этих работников и их высокой заработной платой.

На рынке труда Новой Москвы наблюдается определенный дисбаланс: рабочие места для высококвалифицированного персонала с высокой зарплатой пока не созданы в нужном количестве. Главные сегменты рынка труда, где заняты представители данной группы:

— транспорт и логистика – 13%;

— государственная служба – 11%;

— административный персонал – 10%;

— бухгалтерия и финансы – 8%;

— продажи – 8%;

— искусство, развлечения, СМИ – 7%.

Затраты жителей ТиНАО, которые вынуждены ездить на работу в границы «старой» Москвы, составляют 10–20% от заработной платы  Ежемесячно эти респонденты тратят на дорогу от 25 до 65 часов.

Развитие рабочих мест в Новой Москве позволит местным жителям сэкономить эти средства и время, а потенциальным работодателям предлагать конкурентные условия за счет этой экономии.

 

 

В третью и наиболее многочисленную группу рынка труда входят жители «старой» Москвы, готовые к переезду в Новую Москву. Около 34% таких респондентов допускают для себя переезд на новые территории. Этот показатель не претерпел существенных изменений с 2015 года. Социально-демографический портрет потенциальных жителей новой территории таков: экономически активное население (в возрасте до 45 лет), чаще всего – семьи с детьми, обладают высокой покупательской способностью и высоким уровнем дохода.

Географически выделяются три административных округа Москвы, жители которых чаще остальных готовы к переезду в ТиНАО: Западный (40%), Юго-Западный (42%) и Южный (41,6%). Эти округа ближе всего расположены к Новой Москве и жители этих территорий чаще других бывают в ТиНАО, они хорошо знакомы с внутренней обстановкой на присоединенных территориях.

Важность наличия рабочих мест находит свое отражение при анализе факторов, на которые ориентируются жители «старой» Москвы, допуская решение о переезде в ТиНАО: развитие транспортной сети – 66%; доступные цены на недвижимость – 42%; экологическая обстановка – 40%, причем, эти факторы оцениваются позитивно.

Четвертый фактор, который, по мнению 28,7% респондентов может стать ключевым при переезде в ТиНАО, – наличие рабочих мест. Оценки этого параметра не так высоки, многие жители скептически оценивают возможность устроиться на работу в Новой Москве. Главные сегменты рынка труда, в которых эти респонденты могли бы быть востребованы: финансовая и банковская сфера; научные кластеры и технопарки; открытие собственного дела, сфера малого бизнеса.

 

 

Рассмотрев наиболее значимые группы для анализа и прогнозирования рынка труда Новой Москвы, можно выделить три главных сегмента рынка:

— логистика и транспорт;

— наука и образование;

— торговля и финансы.

Эти направления выделяются среди всех проанализированных групп и именно в них занята большая часть работающего населения. Примером объекта для первого сегмента являются логистические центры и терминалы.  А, например, транспортно-пересадочные узлы содержат в себе помимо основной функции – обеспечение удобных транспортных пересадок, еще и ритейловую. Таким образом, ТПУ могут выступить источником рабочих мест и для сектора логистики, и для сектора торговли. Административно-деловые центры в зависимости от специфики объекта могут обеспечивать рабочие места и в сфере торговли/продаж, и в сфере образования/науки.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий