КРЕАТИВНАЯ СРЕДА ДЛЯ «УМНЫХ» ГОРОДОВ

Татьяна ГУК, директор Института Генплана Москвы, член Союза московских архитекторов, кандидат архитектуры

МЕХАНИКА КАЧЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВА

Кардинальные преобразования, произошедшие в Москве за последние восемь лет, превратили столицу в один из самых передовых городов мира. За счет чего мы добились этих изменений?

Сухие цифры статистики свидетельствуют о том, какой огромный объем работ по благоустройству города уже произведен и будет продолжен. Это капитальный ремонт и модернизация городских магистралей, улиц, парков, дворов, домов. Но более важным мне представляется то, что эта глобальная реформация изменила сознание москвичей в части представления о комфортности города, в котором они живут и работают.

Если говорить о положении дел в Москве еще десять лет назад, то можно вспомнить, как мы ходили по тротуарам, заставленным машинами, не видели красивых зданий за обилием разнообразной рекламы, не знали, где погулять с детьми: некоторые детские площадки были даже опасны. Сейчас все это воспринимается как нонсенс, потому что изменения, произошедшие в Москве за последние годы, превратили столицу в один из лучших европейских городов по комфорту среды.

Выдвинутый мэром Сергеем Собяниным лозунг о создании города для человека, в котором удобно жить, работать и отдыхать, как раз таки и формализуется в программных мероприятиях Правительства Москвы. На пути формирования стандарта весьма значительной является роль градостроительного проектирования. Важно понимать, что элементы благоустройства в отрыве от города не существуют. Градостроительное проектирование – не отдельные скамейка, фонарь или плитка. Если структурные элементы оторвать друг от друга, городской мозаики, ткани не сложится. Взаимоувязка проектных градостроительных решений на основе стандарта благоустройства может служить определенным подходом к формированию комфортного, «умного» города.

ГОРОД В ГОРОДЕ

Трансформация территории автомобилестроительного завода имени И. А. Лихачева – наглядный пример эффективности работы Генплана. В промышленной зоне, много лет находившейся в запустении, развивается транспортная и социальная инфраструктура, формируются жилой, деловой, спортивный, развлекательный кластеры. Проект планировки наглядно демонстрирует, как эта местность будет выглядеть в будущем. Флагман московской промышленности «ЗИЛ» уступит место району застройки с эталонной инфраструктурой для жилья, работы и досуга. В результате на месте заброшенной территории появится город в городе.

В какой же момент возникает роль градостроительного проектирования? На стадии Генерального плана. Первый уровень комфорта создается при балансировании территорий: необходимо сделать так, чтобы всем хватало транспорта, рабочих мест, ритейла, жилья, парков и объектов культуры. Детализируют эти позиции отраслевые территориальные схемы. С самого начала нужно формировать осмысленную структуру для жизни на этой территории.

Если проектировать пространство без привязки к уже сформированным потребностям и функциям, то даже самые лучшие решения будут абстрактными и безликими. Ну какая разница, что за домик будет стоять вот в этом квадратике? Ну какая разница, что будет происходить на этом кусочке зеленой территории? А на самом деле, как показывает сегодня практика, это очень важно. Это то, что делает любой проект привлекательным для населения. Плюс подобный подход дает возможность власти показать, каково ее отношение к жителю в рамках этой территории.

На пути развития городской инфраструктуры мы уже много лет пытаемся синхронизировать вопросы взаимосвязи работ по капитальному строительству, формированию дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры, созданию городских пространств, благоустройству территорий. Применение стандарта благоустройства или мероприятий по благоустройству на уровне градостроительного проектирования, на стадии проекта планировки во многом позволяет оценить масштабы последующих работ по созданию комфортной городской среды во взаимоувязке с очень большим количеством прилегающих территорий. Это тот путь, который позволяет и синхронизировать проектирование, и формировать график проведения последующих работ.

Такой подход приводит к минимальному неудобству для жителей в части реализации работ и к единым стандартам по разным территориям. Мы говорим: «У нас есть стандарт для дорог, есть стандарт для парков, есть стандарт для дворов и так далее». На самом деле стандарт по большому счету один: среда должна быть качественной, безопасной и привлекательной. То есть комфортной.

Сейчас при проектировании городской застройки учитываются факторы, абсолютно нетипичные для Москвы всего десять лет назад: комфорт, творческая среда, культурное наследие, развитие досуга и общественных пространств. Один из самых важных факторов – экология. Отношение к природным территориям стало другим: они рассматриваются уже не как типовой элемент города, а как уникальные ресурсы, которые нужно сохранять и улучшать.

Сегодня все социальные гарантии отражаются в нормативах, которые застройщики обязаны соблюдать. Это многообразие и доступность услуг, качество жилья, безопасность, экологичность, качество и доступность образования и здравоохранения, квартальная застройка, дифференциация приватных и публичных пространств, обеспечение высокой доли озеленения и широкого набора услуг, а также высокой степени пешеходной связности. Новый стандарт благоустройства позволяет территориям превратиться в комфортную среду, где удобно жить, работать и отдыхать. Это вектор развития, к которому стремится весь город.