ЭКОНОМИКА ПЛЮС ЭКОЛОГИЯ

Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Главный стержень новой экологической стратегии

 

Состояние окружающий среды – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. В таком мегаполисе, как Москва, без искусственной поддержки экосистемы невозможно достичь значительных улучшений. Вопросам охраны природы и создания комфортной городской среды уделяется самое серьезное внимание. Достаточно сказать, что на экологические цели тратится порядка трети всего столичного бюджета.

Градостроительная политика не может не влиять на состояние окружающей среды. Сегодня каждое градостроительное решение определяется Правилами землепользования и застройки и Генпланом, оно в обязательном порядке экологоориентированно.

Отличительное преимущество Москвы – особо охраняемые природные территории. В других мегаполисах мира нет ничего подобного, имеется в виду статус, который запрещает использовать эти земли в градостроительных целях.

Крупные экологические проекты будут реализованы и в других отраслях городского хозяйства. Это «зеленое» энергоэффективное строительство новых домов, «умный» снос отслуживших свой век зданий, «умные» сети в электроэнергетике, внедрение современных технологий очистки питьевой воды и многое другое.

Частью девелоперских проектов последних лет все чаще становятся рекреационные зоны, причем это не газоны и цветники, а скверы, бульвары, даже леса. Отрадно, что именно так все происходит, мы ушли от точечной застройки и хорошо понимаем, что застроить город квадратными метрами – это не тот вариант, по которому должна идти наша столица. Я считаю, что в Москве в будущем должны оставаться экологоориентированные компании, имиджевая составляющая которых строится именно на этом.

Еще одна масштабная городская программа «Мой район» не только дает возможность создать условия для комфортного проживания, но и позволит поднять на единый качественный уровень показатели состояния воздуха, воды, почвы, зеленых насаждений во всех районах столицы. Я не исключаю, что с некоторыми производственными предприятиями городу придется расстаться, чтобы минимизировать их отрицательное воздействие на окружающую среду.

Другой фактор развития – экологическая сознательность москвичей. Многие горожане принимают активное участие в экологических акциях, таких как «Миллион деревьев», «Разделяй и используй», «Зеленый офис», «День без автомобиля» и другие. 5044 заявки одобрено в этом году на участие в ежегодной семейно-экологической акции «Наше дерево», в рамках которой москвичи могут высадить именное дерево в парке в честь новорожденного – это почти в два раза больше, чем в прошлом году.

Еще восемь лет назад москвичи редко обращались к нам за разъяснениями по части экологии, в основном это были просьбы о помощи или сообщения о тех или иных нарушениях, но теперь ситуация изменилась. Порядка 40% обращений содержат просьбу разъяснить, как правильно вести себя, чтобы не разрушать экосистему города. Горожане высказывают нам свои пожелания и предложения. Мы, в свою очередь, активно развиваем тему экологического образования и просвещения. В столице работают восемь экоцентров, а наш опыт перенимают коллеги из других мегаполисов мира.

5 тыс. заявок одобрено в этом году на участие в ежегодной акции «Наше дерево» в честь новорожденного.

Экология – инновационная отрасль городского хозяйства, поэтому мы ставим ее в один ряд с экономикой, использованием современных технологий. Наши специалисты начали работать с медицинской статистикой, которая утверждает, что 30% негативного воздействия на здоровье человека оказывает окружающая среда. Исходя из этого мы ведем статистику и принимаем решения.

Экология – это наука, она требует точных данных. Наша система экомониторинга – самая современная и мощная в мире для работы в мегаполисе. Мы ее развиваем, постоянно отслеживая все новинки. Нашим данным доверяют на международном уровне. При этом «Мосэкомониторинг» – открытая организация, все желающие могут ознакомиться с информацией о состоянии природных сред на ее сайте. После модернизации сайт стал более дружелюбным, информативным.

Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу повышения открытости столицы на международной арене. Мы стали активнее предоставлять данные для международных рейтингов, участвовать в международных конференциях, делиться опытом с коллегами из других стран. Существует организация С40 – это сообщество мегаполисов разных стран мира, в которое входит и Москва.

По объему зеленых насаждений Москва находится на первом месте: 50% территории города в старых границах – «зеленые». Для сравнения, в Лондоне – 26%, в Париже – 22%. По качеству воздуха наши позиции сопоставимы. Мы можем гордиться, что имеем самые мощные очистные сооружения в мире. Качество воды в городских водных объектах соответствует нормативам, и в целом отмечается долгосрочная динамика улучшения состояния. Отличительное преимущество Москвы – особо охраняемые природные территории. В других мегаполисах мира нет ничего подобного, имею в виду статус, который запрещает использовать эти земли в градостроительных целях.

Автомобилями экологического класса Евро-4 и Евро-5 представлено 69% личного автотранспорта столицы, а выбросы от предприятий теплоэнергетического комплекса снизились на 10% — Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ.

Самое главное, что за восемь предыдущих лет нам удалось существенно снизить объемы вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта: по новым данным Росприроднадзора, объем выбросов АТ снизился на 64% из-за применения новой методики. Сейчас объем выбросов 334 тыс. тонн, несмотря на то что количество машин в столице год от года только увеличивается.

600 электробусов будет в Москве к концу года – больше, чем в любом другом европейском мегаполисе.

Во многом это достигнуто за счет постепенного естественного вывода из эксплуатации личного автотранспорта ниже класса Евро-3. Если десять лет назад автомобилей экологического класса Евро-4 и Евро-5 было всего 29%, то сейчас их уже почти 70%! С 2021 года город прекратит закупать автобусы с двигателями внутреннего сгорания. На смену им придут электробусы, которые уже доказали свою эффективность.

Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ