ПРОСТРАНСТВО ДОСТОИНСТВА

Сергей ЧИСТЫЙ, Председатель совета фонда «Город для всех», член рабочей группы «Barrier-free city for all» Ассоциации «Еврогорода» Евросоюза

 Сергей ЧИСТЫЙ

 

Принципы универсального дизайна и разумного приспособления

 Город без барьеров – город, в котором удобно каждому жителю, независимо от его возраста, способностей или статуса в жизни, – это утопия или стратегическая цель? Философия универсального дизайна и вечный баланс разумного и возможного. Как эффективнее адаптировать города: от общего к частному или от частного к общему?

 Универсальная городская среда – простыми словами – та, которая используется всеми людьми без необходимости ее специального приспособления для каких-либо целевых групп. Базовые позиции в области универсального дизайна (УД) были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века группой американских ученых под руководством Рональда Мейса. Почти в неизменной формулировке они вошли в нормативные документы и законодательство вплоть до Конвенции ООН «О правах инвалидов».

В Конвенции скорректировано и понятие инвалидности. Принята так называемая социальная модель: инвалидами признаются люди с устойчивыми нарушениями, которым различные барьеры могут помешать полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. В нашей стране принята медицинская модель инвалидности. То есть инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма.

В первой трактовке неравенство и дискриминация преодолеваются как раз через формирование безбарьерной (универсальной) городской среды и услуг для маломобильных граждан. Во второй трактовке – это нерешаемая проблема. А в условиях роста средней продолжительности жизни и развития городских агломераций количество «инвалидов» и барьеров объективно увеличивается.

Города для молодых, парки для здоровых, улица для инвалидов. Согласитесь, звучит дико. Но часто именно так формируются архитектурные концепции развития. Самое сложное в универсальном дизайне, как и во всем градостроительстве – учесть потребности каждого жителя. В этом качестве УД выступает как бы дирижером всех элементов городской среды, каждый из которых играет свою роль в обеспечении доступности пространства и для маломобильных граждан.

В мире существуют два условных направления УД. Первое – технократическое, которому свойственны жесткость и определенность технологических решений и неотвратимость наказания за отклонение от них. Второе получило название «дизайн для всех». Акцент в нем делается не на технических приемах, а на постановке задач, которые должны быть достигнуты.

Технократические приемы обеспечения доступности взрывают такую городскую среду, вызывают недовольство населения. Поэтому методы нормативного регулирования во втором случае построены на инвариантности и альтернативности применения технических норм для достижения необходимого качества доступности среды. Однако, эта «мягкость» компенсируется развитой системой морального и материального поощрения.

Необходимость поиска компромиссов вызвана также экологическими, природно-климатическими, экономическими, финансовыми условиями конкретного города, соображениями национальной и региональной идентичности и другими факторами. Все вместе это формирует то, что в терминах законодательства о техническом регулировании называется «региональный стандарт качества». В данном случае – доступности среды для маломобильных граждан. Важно сочетать разумную повторяемость пространства, соразмерность его человеческому восприятию и своеобразие в средствах художественного решения.

Творческая составляющая универсального дизайна остается вызовом для профессионального сообщества.

Убежден: в формулировке «универсальный дизайн» акцент должен быть сделан на втором слове. А именно – на дизайне каждой конкретной ситуации, комфортном для всех участников городского сообщества. Когда «все» – это не гомогенная масса, но многосоставная и сложно организованная совокупность социальных групп и индивидов. Очень рассчитываю, что появится новое поколение архитекторов, способных мыслить образами УД, творить особую эстетику этого направления.

Современная безбарьерность хорошо прорабатывается лишь на уровне отдельных элементов (как адаптировать ступеньку). И это мы все хорошо знаем и умеем. Немного сложнее адаптировать здания. Однако в нашей стране никакой закон или нормативный документ не обязывает создавать безбарьерную среду на уровне улицы, района или города.

В нашей стране никакой закон или нормативный документ не обязывает создавать безбарьерную среду на уровне улицы, района или города.

Чтобы решить эту проблему необходимо определить, какого уровня качества безбарьерной среды и доступности услуг для маломобильных граждан город хочет иметь на своей территории. Но в нашем законодательстве и нормативной документации отсутствует понятие качества адаптации, качества доступности здания. Понятие качества должно включать такие критерии, как комплексность, непрерывность, обеспечение доступной дислокации системы обслуживания инвалидов, типы и качество использованного оборудования, материалов и др.

Показатели качества могут различаться в зависимости от функций городских районов (туристический центр, жилые районы, промышленные зоны, природные парки и др.). В градостроительной документации эти аспекты должны прописываться, например, в нормативах градостроительного проектирования.

На практике максимум того, что делается – еще раз переписываются соответствующие своды правил. Представляется целесообразным включать вопросы доступности городской среды практически во все документы градостроительного регулирования, поскольку именно в них рассматриваются вопросы балансировки экономических возможностей и социальной достаточности реализации мероприятий по формированию безбарьерной городской среды.

Здесь реализуется главный принцип – дешевле не допустить ошибок, чем потом их исправлять.

Образно говоря, если архитектор сначала проектирует объект, а потом пристраивает к нему пандус для инвалидов, то с точки зрения универсального дизайна – это все равно, что сшить изящный костюм с дыркой, а потом нашить на нее «изящную» заплатку.

Чтобы каждое новосозданное или обновленное публичное пространство доставляло радость всем находящимся в нем, архитекторы и дизайнеры-практики должны учитывать наработки теоретиков, экспертов по доступности среды и социологов на стадии проектирования. Тогда никакие заплатки не понадобятся.

 Сергей ЧИСТЫЙ