ТЕРРИТОРИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Социальная модель укрепления общественного здоровья

Татьяна ШЕСТАКОВА, исполнительный директор ассоциации «Здоровые города, районы и поселки», кандидат психологических наук

 Татьяна ШЕСТАКОВА

 

Противостояние большинству значимых угроз здоровью населения требует действий, которые выходят за пределы традиционных компетенций сектора здравоохранения. Достичь значимых результатов в этом направлении возможно посредством эффективного межведомственного сотрудничества и межсекторального взаимодействия на региональном и местном уровнях управления. К такому взаимодействию призывает проект Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города», проводником которого в России является Ассоциация по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения «Здоровые города, районы и поселки».

На сегодняшний день ассоциация объединяет органы власти 116 муниципальных образований, разных по географии и численности, – от городов федерального уровня до малых городов, которые представляют 28 субъектов Российской Федерации из семи федеральных округов (Приволжский, Сибирский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный, Центральный, Дальневосточный), с численностью населения более 17 млн человек. С момента создания ассоциации руководителем этого движения является Олег Кувшинников – губернатор Вологодской области, который начал эту общественную деятельность, будучи мэром города Череповца, когда первые семь городов решили объединиться для решения задач сохранения здоровья населения.

Олег Кувшинников

Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области, председатель Российской ассоциации «Здоровые города, районы и поселки»

В каждом регионе, в каждом муниципалитете должна быть создана вертикальная структура, где здоровье было бы вершиной любой стратегии развития, и это задача, которую ставит перед собой ассоциация «Здоровые города»

Уже более десяти лет совместно с командами городов – членами российского движения «Здоровые города», экспертами в области общественного здоровья, партнерами ассоциации мы идем по пути создания и внедрения социальной модели общественного здоровья на основе объединения усилий всех социальных секторов. К основным принципам нашего движения относятся:

– ответственность и ключевая роль местных органов власти в решении вопросов сохранения здоровья населения;

– открытость власти и участие городского сообщества в формировании социальной политики и оценке ее эффективности;

– межведомственный подход в решении любых проблем общественного здоровья и межсекторальное сотрудничество с вовлечением гражданского общества, бизнеса, научного сообщества;

– учет интересов здоровья и благополучия населения во всех муниципальных стратегиях и программах.

Проект «Здоровые города» содействует внедрению в городах, районах и поселках современных, научно обоснованных и доказавших свою эффективность стратегий, программ улучшения здоровья и качества жизни населения.

При поддержке Всемирной организации здравоохранения ассоциация развивает и укрепляет сотрудничество со странами Евразии по продвижению проекта «Здоровые города». Начиная с 2018 года встречи по развитию национальных сетей здоровых городов уже состоялись в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, где был представлен российский опыт реализации проекта. Проявленный интерес к опыту России, желание сотрудничества и развития проекта в этих странах имеют сегодня реальные результаты: уже создана национальная сеть в Киргизии; с 2019 года в Республике Беларусь проект «Здоровые города» развивается на государственном уровне.

Конкурс «Здоровые города России» впервые в нашей стране был проведен в 2019 году и стал уникальной площадкой для обмена опытом лучших муниципальных практик.

Наша работа строится в соответствии с национальными проектами, которые определяют приоритеты и устремления в отношении достижения целей устойчивого развития Российской Федерации на последующие годы. В этом контексте все более значимой становится роль местных органов власти.

В социальном, культурном, экологическом и политическом плане города начинают играть более важную роль, чем когда-либо ранее. Это отражают изменения, внесенные в основной закон государства – Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми органы местного самоуправления и органы государственной власти должны представлять единую систему публичной власти в стране и осуществлять взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Это расширяет ответственность и компетенции органов местного самоуправления в решении задач по сохранению и укреплению общественного здоровья, дает возможность развития механизмов партнерства с бизнесом и некоммерческим сектором.

Деятельность муниципалитета в сфере укрепления здоровья населения нуждается в законотворческой, методологической, экспертной поддержке. Это означает переориентацию муниципальной политики в соответствии с основными принципами укрепления общественного здоровья и профилактики социально значимых заболеваний. Данный подход требует рассмотрения вопроса о внесении конкретных изменений в определение ответственности и полномочий в сфере охраны здоровья на муниципальном уровне, их закрепления в соответствующих законодательных актах и дополнительного финансирования муниципальных программ укрепления общественного здоровья.

Период пандемии показал, что пришло время для широкого обсуждения и внедрения социальной модели укрепления общественного здоровья с участием общественности, федеральных органов власти, руководителей профильных министерств и ведомств, экспертного сообщества, продвижения в российское законодательство понятий «общественное здоровье» и «общественное здравоохранение» с учетом современных реалий, а также разработки организационно-функциональной модели и инфраструктуры укрепления общественного здоровья на муниципальном уровне на примере городов – членов ассоциации «Здоровые города, районы и поселки».

Общественное здравоохранение – это наука и практика предупреждения болезней, продления жизни и укрепления здоровья посредством организованных действий, предпринимаемых обществом.

Создание здоровой и безопасной городской среды – наиболее важная задача для каждого региона. Проект «Здоровые города» является ключевым механизмом государственного социального подхода по обеспечению устойчивого развития регионов. На сохранение здоровья, диагностику и лечение заболеваний направлена медицина. А создание здоровьесберегающего пространства, комфортных условий для проживания и экологически чистого транспорта – это уже задача властей.

Татьяна ШЕСТАКОВА