ВЕКТОР РАЗВИТИЯ – ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Тимур БАШКАЕВ, руководитель «Архитектурного бюро Тимура Башкаева», профессор МАРХИ

Тимур БАШКАЕВ

Задача мегаполиса – решение конфликта между плотностью и комфортом проживания

 

 Часто говорят: город будущего – это комфортный и безопасный город. И забывают, что неэффективный город никогда не станет по-настоящему комфортным и безопасным. Многие думают, что эффективность применима в основном к производству, забывая, что подлинная эффективность во всех областях создается именно в городах. И от эффективности городов зависят темпы развития всей страны. Только эффективность ускоряет развитие, которое создает ресурсы для повышения комфорта и безопасности.

Порой путают такие понятия, как комфорт проживания и качество жизни. В городах качество жизни всегда было выше, чем вне городов, и во многом это достигалось за счет частичного уменьшения комфорта проживания. Теснота, шум, плохая экология, стрессы – постоянные спутники города, понижающие комфорт проживания. Но разнообразие и качество всех услуг города: медицинского обслуживания, образования, развлечения и культуры – делают качество жизни в крупных городах недосягаемым для менее крупных городов и поселений.

Поэтому, предлагая позитивную концепцию города будущего, комфортного и безопасного, нельзя обойти стороной его главное качество – высочайшую эффективность, которая напрямую зависит от его плотности. Компактный, плотный, связанный город создает огромное количество быстрых и эффективных связей между людьми и коллективами, которые позволяют быстро решать различные задачи по повышению качества жизни. Плотность города прямо пропорциональна темпам его развития и обратно пропорциональна комфорту проживания, которое влияет на привлекательность города. Поэтому в каждой модели идеального города необходимо искать свой баланс этих взаимоисключающих составляющих.

Плотность города прямо пропорциональна темпам его развития и обратно пропорциональна комфорту проживания, которое влияет на привлекательность города. Поэтому в каждой модели идеального города необходимо искать свой баланс этих взаимоисключающих составляющих.

Когда мы говорим, что плотность города увеличивает количество и качество связей, мы понимаем, что скорость связей зависит не только от физического размера города, но и от скорости транспортных коммуникаций. Либо компактный город, либо высокая скорость транспортных систем. Существующая средняя скорость систем скоростного общественного транспорта составляет 30–40 км/ч, что определяет зону эффективного расселения агломерации в радиусе 30–40 км по транспортным магистралям. Пока нет принципиально более быстрых систем общественного транспорта, город продолжит свое уплотнение и развитие в этих пределах.

Функция города – предоставлять максимальное количество услуг максимального качества и за максимально короткое время. Это и есть концепция микрополисов, локальных высокоплотных структур около крупных узлов транспортного каркаса, которые внутри города живут по своим законам — Тимур БАШКАЕВ.

Я – последовательный урбанист, и я против идей дезурбанизма, поскольку они тормозят развитие и в итоге ухудшают качество жизни. В модели города будущего идет постоянный процесс нарастания плотности от центра к периферии, но, чтобы рост плотности не привел к полному дискомфорту проживания, необходимо его ограничить четко выделенными зонами вокруг неприкосновенного природного каркаса. Особенность моего города в том, что в нем наряду с постоянным ростом плотности идет непрерывный рост площади и качества природного комплекса за счет раскрытия и восстановления первоначального ландшафта начиная с малых рек.

Главная задача будущего мегаполиса – решение конфликта между плотностью и комфортом проживания. Опыт развития крупных мегаполисов показал, что страшнее всего не плотность, а равномерность и однообразие пространств. Именно наличие развитой системы природного каркаса, пронизывающей весь город, позволит уйти от однообразия городской застройки и иметь высокоплотные фрагменты городской среды рядом с полноценным природным ландшафтом. И именно высокая плотность этой застройки позволит сохранить и развить природные пространства без ущерба для высоких темпов развития.

Кроме важных контрастов плотности между городом и природой, необходимо иметь высокий уровень разнообразия в морфотипах и плотности в городской застройке. Это важнейшее качество городской среды. Поэтому мы предлагаем не только общепринятый градиент плотности от центра к периферии, но и концепцию суперплотных городских образований – микрополисов (термин Натальи Калининой) – в зоне крупных транспортных узлов, которые позволяют в других частях города иметь более низкую плотность и более комфортную среду проживания. В этих микрополисах нет ограничений на плотность и действуют собственные законы обеспеченности социальной инфраструктурой и даже свои законы налогообложения и ведения бизнеса, что запустит здоровую конкуренцию между ними. Важно, что кроме жилья и офисов в микрополисах будут крупные общественные центры, без которых мегаполис не может существовать и вести конкуренцию с другими городами.

Проект ТПУ «Рязанская» архбюро Тимура Башкаева – победитель Архитектурной премии Москвы 2020. Новый рекордсмен среди столичных транспортных хабов займет территорию более чем в 30 га, а его доминантой станет 45-этажная башня с офисами, апартаментами и общественными центрами.

Важная часть идеологии города будущего – это отношение к старому городу. Он подчиняется своим законам. Памятники архитектуры должны сохраняться. Локальное уплотнение рыхлой застройки в нем тоже должно идти не разрушая сложившуюся среду. Исторический центр города – это огромная ценность и актив мегаполиса, который необходимо сохранять, увеличивая его значение в системе агломерации.

Важно, что кроме жилья и офисов в микрополисах будут крупные общественные центры, без которых мегаполис не может существовать и вести конкуренцию с другими городами.

Таким образом, я уверен: не может быть здорового и комфортного города, который бы развивался неэффективно. Для правильного развития город должен быть плотным, компактным и иметь хорошие транспортные связи. В качестве компенсации высокой плотности мы видим формирование и постоянное расширение природного каркаса в городе. Сама городская ткань имеет высокую степень разнообразия плотности и морфотипов застройки с вкраплением высокоплотных образований – микрополисов, которые являются драйверами городского развития и располагаются в крупных транспортно-пересадочных узлах города, что обеспечивает их хорошую доступность. Именно сочетание эффективности и комфортности позволит максимально поднять качество жизни в мегаполисах.