ЭВОЛЮЦИЯ ПОСЛЕ КРИЗИСА. Модели управления развитием города23 сентября 2020

Федерико ПАРОЛОТТО, старший партнер Mobility in Chain

Федерико ПАРОЛОТТО

 Потрясения, подобные тому, что вызвано эпидемией коронавируса, естественным образом дают богатую почву для новых замыслов, проектов и концепций «жизни после». Пандемия дестабилизировала наше восприятие города и образ жизни. Однако в период кризиса мы не должны забывать, что это является лишь частью более широкой проблемы – природно-климатической чрезвычайной ситуации.

Пандемия привела к тому, что большие и малые города по всему миру встали на паузу, люди начали меньше пользоваться общественным транспортом и отдают предпочтение личному. Использование автомобиля в городе нежелательно не только с экологической точки зрения и качества городской среды, но и с точки зрения возврата к «нормальному» функционированию города. Физически не хватит пропускной способности инфраструктуры. Как иронично подмечают эксперты, «если все в городе передвигаются на машинах, то это значит, что никто не двигается».

Хочу выделить три крупные области, над которыми мы работаем. Первая из них связана с перераспределением городского пространства в пользу экологически чистого транспорта: расширение тротуаров, создание велодорожек. Вторая касается «расписания города», распределения по времени пиковой нагрузки на общественный транспорт с учетом снижения его пропускной способности, которая связана с социальным дистанцированием. Третья область – так называемая smart working, или «рациональная работа», которая сокращает спрос на перемещение за счет использования цифровых технологий. Это самая интересная технология, которая ждет нас в будущем.

И, если проанализировать вышеперечисленные три решения в более широком контексте и в рамках гипотезы модального сдвига для борьбы с природно-климатической чрезвычайной ситуацией, мы можем заметить, что такие изменения не только желательны, но и являются тремя фундаментальными компонентами нового видения города.

Ключевой задачей при создании комфортного города является «освобождение места» для микромобильности и удобства перемещения пешеходов. Это позволит обеспечить экологически чистое передвижение, сократит объемы использования городской земли автомобилями, улучшит пространство для жизни и радикально уменьшит вредные выбросы от личного автотранспорта.

Вмешательство в процессы часа пик, более гибкое «расписание города» также являются крайне важными факторами. Это позволит оптимизировать работу городской инфраструктуры. Необходимо стремиться к серьезному обновлению парка транспортных средств посредством перехода к радикальному сокращению выбросов и использования электромобильности.

«Рациональная работа» – самое интересное решение. После десятилетий показательного роста потребления километров на душу населения появилась возможность сократить значительную часть наших поездок, по большей части связанных с работой. Это позволяет нам быть более эффективными, так как мы экономим это время для более продуктивной деятельности. Таким образом, идея общества, члены которого тесно связаны между собой и при этом меньше передвигаются по территории, не просто желательна – ее необходимо реализовать.

Несмотря на то что мы социальные существа и нам нужно физически взаимодействовать, несомненная правда заключается в том, что мы можем все более и более эффективно взаимодействовать благодаря массовой цифровой связи. «Цифровое рукопожатие» – способность заменить физический контакт общением при помощи цифровых технологий, сохраняя при этом тот же уровень доверия и близости, – может быть, еще не существует, но наша массовая связь уже позволяет нам эффективно взаимодействовать со множеством людей.

В то же время я не думаю, что полный уход всех массовых, деловых, выставочных мероприятий в виртуальную реальность мыслим или желателен. Наша социальная жизнь останется физической, и трудно представить, как ее можно было бы полностью оцифровать. С близкими друзьями, родственниками, любимыми нам хочется прямого контакта, никакая цифровая связь не заменит такого общения.

А вот в период самоизоляции многие ощутили необходимость личного пространства внутри дома – не только для отдыха, но и для работы. Это обстоятельство побуждает задуматься о функциональности и комфортности наших квартир. Я имею в виду комнаты с более естественным освещением, наличием пространств, ведущих на улицу, таких как балконы, лоджии. Если подход к жилищному строительству будет изменен, уменьшится потребление энергии и, следовательно, сократятся выбросы СО2.

Будет ли в целом изменен подход к строительству с точки зрения функциональности зданий? Трудно сказать, но я считаю, что мы должны проектировать пространства, которые имеют встроенную устойчивость, пространства, которые могут легко превратиться, например, из офиса в жилье. Причем проблема адаптивности, гибкости использования зданий не связана исключительно с COVID-19. Например, общеизвестно, что розничная торговля претерпевает значительные изменения не столько из-за пандемии, сколько из-за роста покупок в интернете.

Изменения – это не просто вопрос развития технологий, это также культурная проблема, проблема психологического отношения. Я считаю важным объяснить всем, что ходьба и езда на велосипеде – это прекрасная возможность заниматься спортом и бороться с ожирением, оставаться в хорошей форме, улучшать качество нашей жизни и сокращать вредные выбросы. Отдых в парке или прогулка на велосипеде явно лучше, чем стояние в дорожной пробке или поездка в переполненном вагоне метро в час пик. Пандемия должна стать рычагом для формирования плана развития городов, в котором присутствуют радикальные меры и видение лучшего будущего.

Федерико ПАРОЛОТТО