МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ. РЕАКЦИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ НА НОВУЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНУЮ ИНИЦИАТИВУ02 июня 2022

Тема реновации жилищного фонда столицы взорвала интернет-пространство Москвы. Обилие информации в СМИ и социальных сетях, множество экспертных комментариев побили все рекорды по количеству упоминаний. Став лидером дискуссии, тема расселения пятиэтажек отодвинула на второй план обсуждение других значимых городских проектов. Почему так произошло и отчасти происходит до сих пор?

Агентство социальных исследований «Столица» с апреля 2017 года ведет еженедельный мониторинг сообщений в СМИ и социальных сетях по теме реновации жилья. Анализ данной информации позволяет выделить главные тренды онлайн-мнений, проследить их динамику и выявить причины ключевых изменений. В течение трех месяцев с момента объявления программы количество информационных волн против реновации преобладало над количеством волн в поддержку проекта. Интерес к данной теме возрос, когда Закон о реновации был принят Госдумой в первом чтении, затем был опубликован предварительный список по сносу пятиэтажек, а также прошел митинг против принятия законопроекта о реновации. Эти события вызвали наибольшую волну негатива в интернете. После подписания президентом России В.В. Путиным Закона о реновации информационные волны в поддержку проекта стали преобладать над негативными в основном благодаря уменьшению количества последних. В следующие месяцы количество информационных волн снова несколько увеличилось в связи с публикацией властями Москвы окончательного списка домов по программе переселения из пятиэтажек.

В целом профиль информационной активности носил синусоидный характер, маркирующийся попеременно пиками и спадами. Подобного рода зависимость обычно соответствует манипулятивному характеру, ведению плановой информационной кампании. Поскольку график негативных публикаций преобладал над позитивными и нейтральными публикациями, можно говорить о плановой негативной информационной кампании по теме реновации.

СТОЛИЧНЫЙ СТАТУС ПЕРЕВЕЛ ТЕМУ РЕНОВАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, А ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ МИФЫ ПРИНИМАЛИ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МАНИФЕСТА

Показательно, что активисты – противники реновации максимально использовали ситуацию для собственного пиара, громких заявлений о травле со стороны мэрии Москвы, не стесняясь в выражениях относительно властных структур города в целом и мэра в частности. Если учесть, что объем негативных сообщений преобладал над позитивным в 2–3 раза, то в реальности дело обстоит с точностью до наоборот. Негативные мифы о реновации выполняют определенные социальные задачи. Например, одна из них – необходимость расширения социальной базы протестов, включение в реальные протестные акции все большего числа участников. Для этого нагнетается ощущение общей социальной несправедливости, неправомерности действий властных структур Москвы. Со стороны властей публикации носили исключительно нейтральный, разъяснительный характер, направленный на погашение негативных мифов, вбрасываемых со стороны противников реновации. Иногда даже шли на повышение уровня легитимации принимаемых решений, апеллируя к авторитету президента («Путин исключил переселение из пятиэтажек силой»). Немаловажным аспектом информационной активности является динамика количества участников групп по теме реновации в социальных сетях. Сбор данных осуществлялся по двум основным сетевым ресурсам – Facebook и ВКонтакте. На примере обсуждения реновации социальные сети подтвердили статус вещи в себе, создающей альтернативную информационную реальность. Наряду с реальными результатами голосования, которые демонстрировали в подавляющем большинстве положительное отношение людей, в социальных сетях доминировали негативные настроения. Необходимо отметить факт координации негативно настроенных групп в социальных сетях одними и теми же модераторами и наиболее активными участниками групп.

Галина ГРАДОСЕЛЬСКАЯ, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук