Московское метро — наше национальное достояние29 марта 2017

В подземном городе даже назначают свидания

Московское метро 30-50-х годов XX века, то есть историческое метро, – уникальный памятник подземной урбанистики (вот так громко называю!). Мы должны понимать, что в Москве была создана самая крупная в мире художественно-осмысленная интерьерная подземная система. Это действительно памятник, причем, особый вид памятника.

Хочу напомнить, какая система ценностей существует. Наши предшественники, как уже было отмечено, это действительно гениальные русские инженеры дореволюционной выучки, это потрясающие гидрогеологи, это инженеры-конструкторы, которые создали уникальные инженерные сооружения, где аккумулирован весь опыт международного строительства, известного на тот период. В карстовых, суффозионных условиях
с колоссальным количеством плывунов, которые и ныне создают проблему, метро было построено, хотя иностранцы сказали: строить здесь нельзя.


Второе, произошел слом стереотипов технического сооружения. При сравнении метро Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Парижа с московским, мы понимаем: Москва задала совершенно иной уровень – это действительно второй, подземный, город. Улицы и площади метро – это особый образ нашей жизни. Здесь назначаются свидания. Нью-йоркское метро не сформировывает образ вашей жизни, потому что вы хотите как можно быстрее оттуда убежать и никогда больше не погружаться в это метро. Никогда.

Наши пространственные габариты станций уникальны. Это самые длинные, самые широкие платформы, увеличенный диаметр тюбинга, вспарушенные своды – об этом свидетельствует разрез «Маяковской», а это – первая в мире колонная станция (то есть американская система), опущенная на большую глубину
– на 34 метра. Уникальная система! На этой инженерной основе была создана целостность архитектурно-художественного замысла. Потрясающа коллекция архивных документов с эскизами станций. В мире такой больше не существует. Это наше национальное достояние. Все это производилось в институте «Метропроект», которое перешло в «Метрогипротранс». Я рассматриваю эти институции тоже как наше национальное достояние.

В Москве больше 5,5 тыс. объектов культурного наследия. Из них примерно 11% – объекты XX века. А вот станций метро в статусе федеральных памятников – ноль объектов. Метро – это грандиозный туристический ресурс, это магнит притяжения людей со всех стран мира, это то, что обязательно показывают. Но это в данный момент не имеет общенационального значения. Есть региональные памятники. В нашем знаменитом метро таких всего 12 станций – это капля в море. С 2007-го года 33 станции были поставлены в категорию «выявлены». Они охраняются по закону, но не переведены в статус памятников. Это большая
проблема. Из 66 сооружений старого метро – только 45 имеют категорию памятника. Это очень мало.

Сохранение метро в Москве громко обсуждается с начала 1990-х годов. В 2004-м году была собрана грандиозная международная конференция «Наследие в опасности. Сохранение наследия ХХ века». Участниками форума были специалисты со всего мира. В рамках этой конференции в Союзе архитекторов
впервые был проведен круглый стол «Метрополитен как культурный памятник, как достояние». Была принята московская декларация о сохранении наследия ХХ века, в которой перечислено 7 объектов для включения в список Всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Среди них одна станция метро – «Маяковская». Как вы знаете, «Маяковская» прошла через грандиозную реконструкцию-реставрацию. Впервые в метро на большей глубине залегания станции был использован пенополиуретан, пришедший к нам из Германии, где используют его для гидроизоляции цоколей и станций мелкого заложения (так как станция страшно текла). Нина Алешина, бывший главный архитектор «Метрогипротранс» (по первому образованию химик) предупреждала: материал новый, мы не знаем, как он себя поведет через несколько лет. Через полтора месяца после реставрации станция вновь потекла, надо постоянно продолжать нагнетание пенополиуретана — это проблема. Хотя с технологической точки зрения
реконструкция представляла собой пионерскую, очень важную дорогостоящую работу.

Сейчас начинается замена материалов на поверхности станции. Этот процесс надо серьезно обсуждать. Подлинность материалов – одна из составляющих понятия «памятник». Та же «Маяковская» прошла через существенную замену. Борьба была колоссальная. Пытались сохранить, например, полы. С нами не
соглашались – заменим все на гранит. И когда выложили гранитом 50 метров, посмотрели, ужаснулись, опять положили мрамор, как и должно быть. То же самое с заменой родонита. Новые месторождения не дают ни исторического оттенка, ни качества материала.

Сейчас идут работы на станции «Киевская». Это керамическая станция ар-деко работы Чечулина, где полностью вся плитка заменяется новой. Капители претерпели полное изменение. Но не несет новинка печати руки мастера!

Важнейшая тема – свет в подземном пространстве. Заменили плафон – а он совершенно другой, нежели был раньше. То же самое с заменой технологического оборудования. Исторические наклонные ходы заменяются хай-теком. Но при этом и чудесная столярка в наземных вестибюлях заменяется металлическими стальными дверями. Качество проектирования метро и работы прекрасных мастеров, выпускников ВХУТЕМАС и
ВХУТЕИН, забыты или проигнорированы.

Я считаю: все работы на исторических станциях метро ведутся вне рамок закона об охране культурного наследия 1973-го года. Так не должно быть! Все техзадания недостаточно согласовываются со специалистами в области сохранения наследия. Многие работы на памятниках ведутся вне рамок проектов реставрации, проекты реставрации не разработаны, не утверждены, а работы уже ведутся.

Проблема сохранения исторического метро обсуждается и на международном уровне. 2008-й год, Петербургский диалог на высшем уровне: Медведев–Меркель. Создается меморандум «Авангард и всемирное наследие», в рамках которого предлагается поставить на всемирное наследие систему московского метрополитена 30-50-х годов. В 2010-м году аналогичную просьбу сформулировала Государственная Дума. Две международные организации – организация по сохранению технологического
наследия и Международный совет по памятникам – обращались к Лужкову с просьбой о необходимости внесения метро в список Всемирного наследия. Слава московского метро идет по всему миру и отношение к нему должно быть соответствующее.

Сейчас в списке Всемирного наследия находится всего лишь одна линия метро – это старое будапештское метро. Это технологическое сооружение с плиточной облицовкой. В нем есть свое очарование и красота, но, конечно, той роскоши, той уникальности мысли, инженерной, архитектурной, которой обладает московское историческое метро, нет.

Я хочу выступить с предложением. Во-первых, о необходимости обсуждать эту тему в междисциплинарной группе. Во-вторых, о необходимости создания общественного совета по обсуждению судьбы исторических станций. Москвичи живо реагируют на все, что происходит в метро. Эта тема сверхсоциальная.