Максим Васильев:
Начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры – о возможности создания в столице современного городского пространства
– Максим Львович, в каком направлении будет развиваться транспортная система Москвы?
– В связке с изменениями Генерального плана Москвы транспортная система будет работать на реализацию концепции создания полицентричного города.
– Что для этого нужно сделать?
– Исторически город был сформирован по схеме: деловой центр и окраины – так называемые спальные районы. Сейчас, когда население столицы многократно выросло, развитие города в этом направлении невозможно: стоимость земли растет, огромные площади, отданные под промышленные производства в большинстве случаев, используются как общественные или коммерческие пространства, транспорт перегружен. Поэтому нужно сокращать количество рабочих мест в центральной части города и формировать новые деловые районы в зонах с максимально развитой транспортной инфраструктурой и потенциалом роста.
– То есть существующая транспортная система свои возможности исчерпала?
– Исчерпала себя система, ориентированная на то, что все транспортные потоки идут через центр города.
– В чем смысл проведения масштабной перестройки транспортной системы Москвы?
– В интеграции в единую систему МЦК, радиальных линий железной дороги и Третьего пересадочного контура (ТПК) и строительстве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Это позволит вывести рабочие места из центра города и рекультивировать промзоны. Москва – уникальный мегаполис, в котором общественным транспортом пользуется до 80% населения. Поэтому наша задача сделать так, чтобы расстояние от дома до остановки или станции метро составляло не более 1,5-2 километров.
– Какие задачи предстоит решить?
– Главная – максимально разгрузить существующие пересадочные узлы в центре города, давно работающие за гранью нормативных нагрузок, и максимально привязать развитие периферийных районов к формированию структуры новых хордовых магистралей для того, чтобы пассажиры имели возможность выбрать маршрут движения без заезда в центр города. В этом поможет общая структура Третьего пересадочного контура, Московского центрального кольца, радиальных линий пригородных железных дорог. Для создания комфортных пересадок с одного вида транспорта на другой в планах города – строительство транспортно-пересадочных узлов в зонах максимального притяжения пассажиров, что позволит добиться сокращения общего времени ежедневных поездок и, как результат, снижения общей транспортной усталости населения.
– Каковы основные ожидания от интеграции Третьего пересадочного контура и МЦК с радиальными направлениями Московской железной дороги?
– Во-первых, дальнейшая интеграция Третьего пересадочного контура и МЦК с радиальными направлениями Московской железной дороги позволит увеличить число пассажиров, использующих рельсовый вид транспорта как основной способ передвижения по Москве. Во-вторых, это даст возможность реорганизовать структуру железнодорожных перевозок в Москве и увеличить пассажиропоток пригородных и городских электричек. В-третьих, улучшит качество обслуживания пассажиров и увеличит количество остановочных пунктов.
– А как же быть автолюбителям? Для них Москва будет закрыта?
– Москва – город общественного транспорта. Им пользуется порядка 80% населения столицы. Но говорить, что стоит задача заменить личный транспорт общественным, неверно. Нужно не заменять, а дополнять, создавать альтернативу. Необходимо дать пассажиру возможность найти новые пути следования, возможность добиться максимального сокращения времени в пути, предложить ему новые варианты пересадок.
– Как изменение транспортной структуры столицы меняет Москву?
– Меняется тип застройки города, появляется возможность строить новые деловые и жилые районы, развивать заброшенные территории. Изменяя общую транспортную структуру столицы, мы создаем новый вид городской среды, когда человеку не нужны какие-либо дополнительные варианты наземного общественного транспорта для того, чтобы попасть из одной точки в другую. Новую транспортную магистраль – МЦК – выбирает все больше пассажиров. Пессимисты утверждали, что по окончании срока бесплатного проезда количество желающих использовать для своих поездок новую магистраль резко упадет. Но цифры говорят об обратном: пассажиропоток увеличивается с каждым днем. Это хороший повод для радости: значит, все сделано правильно.