НОВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР. ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА РЕНОВАЦИИ ЖИЛЬЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ГОРОДА02 июня 2022

Реновация огромного массива устаревших пятиэтажек в интересах значительной части горожан – одна из крупнейших градостроительных и социальных задач в истории Москвы. В основу реализации этого проекта положена прежде всего ударная конструктивная работа градостроительного комплекса столицы во всех районах, где предполагается снос устаревших или пришедших в негодность построек и переселение значительного количества семей в лучшие условия обитания. Но фактически это не просто улучшение условий жизни, а существенное вмешательство, пусть и из самых лучших побуждений, в сложившийся образ жизни миллионов людей с их индивидуальными судьбами и планами на будущее.

ЛЮБОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ ДЕРЖИТСЯ НА ПРИЗНАНИИ ОБЩЕСТВОМ И ВЛАСТЬЮ НЕКОЙ ПОЧТИ НЕЗРИМОЙ ГИПЕРНОРМЫ, ВОПЛОЩАЮЩЕЙ В СЕБЕ МОДЕЛЬ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Это сложнейший социальный процесс, и он не может быть успешным без согласования интересов города и горожан. В этой связи логично, что предметом нашего исследования является не просто отношение граждан к обновлению жилого фонда, а социальные отношения, возникающие между населением и органами власти Москвы. Суть этих отношений заключается в том, что реновация – это не только крупнейшая градостроительная задача, но одновременно это и пересмотр заключенного еще во времена Хрущёва символического общественного договора между органами власти и населением, в котором вопросы права тесно увязаны с вопросами социальной справедливости. Вместе с утверждением программы реновации произошло и перезаключение этого договора в новых исторических условиях.

Любое общественное согласие держится на признании обществом и властью некой, почти незримой, гипернормы, воплощающей в себе модель справедливого общественного порядка. Расхождение взглядов и настроений в конкретной общественно-политической ситуации с этой моделью приводит к дополнительным напряжениям и издержкам. Если их вовремя не увидеть и не учесть, то общественное мнение быстро признает действия властей в лучшем случае некомпетентными, а в худшем – своекорыстными, направленными прежде всего на удовлетворение своих личных интересов или интересов близких к власти элитных групп.

В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ МОСКВИЧИ ПРОЯВЛЯЮТ СВОЮ ОТКРЫТОСТЬ К ДИАЛОГУ С ВЛАСТЬЮ. И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕМОНСТРИРУЮТ НАМЕРЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ, ЧТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ ОСОЗНАНИИ СВОЕГО ПРАВА НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

и вносит в социальные отношения между москвичами такие изменения, которые нужно объяснять не только с точки зрения калькуляции затрат и результатов с позиций их экономической целесообразности, но и с точки зрения общественного блага и социальной справедливости. Это, конечно, серьезное испытание для всей властно-управленческой вертикали города, а поскольку Москва одновременно является и столицей большой страны, то и для всего российского государства. Программа реновации жилья стала ключевой темой в информационной повестке Москвы, поскольку только напрямую затрагивает интересы более одного миллиона жителей. Каково отношение москвичей к программе реновации жилья? Ответ на этот вопрос дали результаты исследования, проведенного методом массового опроса, участниками которого стали 1200 человек. Уровень информированности среди участников исследования составил практически 100%. Важно, что почти 80% респондентов высказали свое полное или частичное одобрение и идеи, и программы реновации. Заинтересованность в программе подтверждается и знанием нормативных документов. Изучение каналов информирования жителей позволяет отметить крайне важную особенность. Среди целевых групп существенных различий в использовании информационных источников по программе реновации обнаружено не было. Но при этом, сравнивая между собой онлайн и офлайн-каналы информирования, можно отметить высокую востребованность первых, а именно интернет-источников (социальные сети, форумы, новостные ленты и т.д.). Если рассмотреть каналы в разрезе возрастных групп, то только среди жителей старше 55 лет наблюдается перевес офлайн-источников (газеты, телевидение, радио и т.д.). Для всех остальных возрастных категорий наблюдается существенный перевес в использовании каналов онлайн-коммуникации. Даже в возрастной группе 45–55 лет показатели пользования интернет-каналами оказались выше среднего примерно на 10–20%. Основные пожелания респондентов касаются трех основных тем: строительства качественного жилья, соблюдения гражданских прав и обеспечения диалога между властью и переселенцами. Если к первой теме относятся вопросы обеспечения качества будущих домов, их экологичности, шумоизоляции, транспортной доступности, то остальные пожелания в большей степени возвращают нас к теме общественного договора.

Александр ТИХОНОВ, руководитель Центра социологии управления и социальных технологий ФниСЦ РАН, доктор социологических наук, профессор

Андрей МЕРЗЛЯКОВ, ведущий научный сотрудник Центра социологии управления и социальных технологий ФниСЦ РАН, кандидат социологических наук

Владимир БОГДАНОВ, ведущий научный сотрудник Центра социологии управления и социальных технологий ФниСЦ РАН, кандидат социологических наук