Город должен быть удобным. Люди должны любить свой город, а город должен быть таким, чтобы его хотелось любить. В любом случае «умный» город должен включать все услуги, которые помогут сделать его лучше и удобнее, комфортнее для жизни. И все удобства должны быть в первую очередь экологически безопасными. Мы уже создаем такие экологичные районы, где люди могут счастливо жить и эффективно работать.
Эммануэль ФОРЕСТ, исполнительный вице-президент группы компаний Bouygues
Дижон – самый известный производитель горчицы и вина во Франции. А теперь он может похвастаться и «умной» городской платформой, которой управляет консорциум Bouygues. OnDijon – уникальный проект среди всех проектов Smart City во Франции. Это территория «умного» города, в котором централизованное управление городским хозяйством является основой для усовершенствования работы городских служб и для всех новейших услуг населению. Единый сити-менеджмент агломерации Дижона позволил интегрировать функции профильных департаментов муниципалитетов: дорожный патруль, службу безопасности, уличное освещение, цифровое развитие.
Сердце проекта OnDijon – подключенный центр управления, который предусматривает дистанционное регулирование городского хозяйства. Периметр, охваченный проектом, также является беспрецедентным для Франции – 24 муниципалитета округа Дижон. Ключевой объект проекта занимает площадь в 1,2 тыс. кв. метров, в нем работают 50 сотрудников, которые обрабатывают порядка 630 ежедневных телефонных звонков, поступающих в единую телефонную службу помощи жителям региона.
ПОДКЛЮЧЕННЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:
– упростить и лучше скоординировать работу городских служб по таким направлениям, как устранение механических препятствий на дорогах, эксплуатация дорожно-транспортной сети, озеленение территорий, уборка;
– дистанционно управлять городским оборудованием коммун региона: светофорами, уличными фонарями, системами видеонаблюдения, дорожными службами;
– обеспечивать охрану правопорядка и безопасность общественного пространства в случае ЧС (снегопады, наводнения), безопасность муниципальныхзданий (защита от пожаров, несанкционированного проникновения, пропускные системы контроля), а также видеонаблюдение и координацию действий муниципальной полиции;
– организовывать передвижение жителей путем координации работы различных видов транспорта на всей территории.
Общая стоимость проекта составляет 105 млн евро, из которых 53 млн – государственные инвестиции. Главным образом это местные инвестиции, предусмотренные региональными программами модернизации городского хозяйства. Проект OnDijon также получил поддержку благодаря инновационной составляющей инвестиций, когда в результате полученной экономии от обновления городского оборудования и сервисов, в частности от стопроцентного перехода на LED-освещение, высвободившиеся бюджетные средства были направлены на финансирование новых цифровых проектов.
OnDijon – инновационная экономическая и контрактная модель. За 12 лет проект должен обеспечить экономию энергии до 65%. Дижон – это образец частно-государственного партнерства, когда вместе с муниципалитетом город развивают корпорации Bouygues, EDF и SUEZ. Это повышает и бюджетную эффективность города.
В новых проектах цифровизации во Франции используется также технология блокчейн. С ее помощью, например, учитывается и перераспределяется электроэнергия между домами в экорайоне Лиона. Наш опыт в планировании и проектировании с применением BIM-технологий может быть использован и при реализации программы реновации в Москве. Сейчас компания концентрирует свои усилия на создании экорайонов и энергоэффективных кварталов. Очень важно и полезно, чтобы природа была в городе. Российская столица исторически зеленый город. Очень важно развивать данное направление, это огромный потенциал, ведь люди хотят жить в таких городах.
«Умный» город – это еще и открытое правительство. Пока во Франции нет электронной площадки для вовлечения граждан в городские процессы, а вот в российской столице есть приложение «Активный гражданин». Это – важная составляющая процесса цифровизации такого мегаполиса, как Москва.
Сегодня у нас есть уникальные инструменты с открытыми инновациями, с интеллектуальными платформами, с использованием человекоориентированного подхода. Это является катализатором развития сервисов, конечные клиенты которых – горожане. Надо пытаться находить болевые точки и на первое место ставить проблемы человека, а технологии использовать как средство их решения.