Перспективный транспорт столицы31 марта 2017

Экспертная оценка роли МЦК в развитии транспортной системы Москвы

Каков вклад нового вида транспорта в развитие всей транспортной инфраструктуры столицы? Повлияет ли новая магистраль на девелоперскую активность? Станет ли МЦК полноценной альтернативой личному автомобилю? Какими быть ТПУ и подвижному составу? Как сделать навигацию удобной для пассажиров и обеспечить безбарьерную среду? Каковы плюсы и минусы проекта, как решить проблемы и обойти риски в развитии новой транспортной магистрали? На эти и другие вопросы в ходе интервью ответили эксперты, имеющие высокий статус и репутацию профессионалов в различных отраслях, связанных с проектом МЦК: транспорте, строительстве, науке и др. В отчете, представленном Агентством социальных исследований «Столица», – анализ экспертных оценок проекта МЦК, предложений и суждений по развитию нового для столицы вида транспорта.

Роль МЦК в развитии транспортной системы Москвы. Большинство экспертов считают, что Московское центральное кольцо – один из кардинально важных проектов в развитии транспортной инфраструктуры столицы. Запуск МЦК соответствует современным подходам к развитию транспортных систем больших городов, где все виды наземного и подземного общественного транспорта интегрированы в единое целое, что позволяет в разы повысить эффективность пассажирских перевозок. Эксперты фиксируют внимание на эффективности строительства МЦК по сравнению с метро.

Участники исследования прогнозируют, что новая магистраль позволит значительно разгрузить центральные линии метрополитена, при этом подчеркивают, что разгрузка произойдет, когда будут запущены транспортнопересадочные узлы. Ключевой момент – интеграция в транспортную систему города: чем скорее она произойдет, тем быстрее сократится нагрузка на метро. Некоторые отмечают, что этот эффект уже есть, но количественно его можно будет оценить позже.

Отмечено, что впервые в России удалось добиться работы железной дороги по принципу метрополитена: короткий интервал движения между поездами, сухая пересадка и т.д. Это дает возможность разгрузить пригородные направления электричек. Для того чтобы стала возможной разгрузка вокзалов, необходимо создание больших вокзальных комплексов на стыковке МЦК и станций железной дороги радиальных направлений.

МЦК будет содействовать формированию новой зоны деловой активности. Запуск транспортной артерии и реализация проекта реновации промзон предоставляют возможность появления комфортных территорий для офисных задач. По мнению респондентов, это также разгрузит центр. Развитие транспортной системы мегаполиса способствует подъему смежных отраслей, например торговли и строительства, что немаловажно в современной экономической ситуации. Эксперты считают МЦК удачным примером партнерства между государственными компаниями и городскими властями.

Отмечены и проблемы, связанные с МЦК: общее снижение пассажирских перевозок по Москве, вызванное экономической ситуацией; проблемы, связанные с интеграцией в единую транспортную карту города, а также связанные с удобством пользования для пассажиров. Для оптимального расчета эффективности транспортного строительства необходима система, работающая с «большими данными», опирающаяся на анализ объективных данных – реальных пассажирских потоков.

Эксперты с осторожность подошли к оценке МЦК как альтернативы личному транспорту. Но практически все сходятся во мнении, что для этого необходимо создать сеть транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок. В свою очередь, решить проблему перехватывающих парковок способен проект реновации промзон. Другими мотивирующими факторами могут выступать сокращение времени поездки по сравнению с личным транспортом и высокий уровень комфорта подвижного состава МЦК. Но не следует ожидать полной замены личного транспорта.

Влияние МЦК на девелоперскую активность. В вопросе оценки влияния запуска Московского центрального кольца на девелоперскую активность эксперты демонстрируют высокий уровень консолидации. Некоторая разница позиций связана с прогнозированием экономической ситуации.

Эксперты уверены в том, что запуск МЦК открывает широкие возможности для строительства жилой и коммерческой недвижимости. Цены на первичное жилье будут расти, так как имеется сочетание двух важных факторов: первый – строительство транспортной инфраструктуры, второй – удачное расположение территорий бывших промзон. Вторичного жилья в районах, прилегающих к Московскому центральному кольцу, достаточно мало, поскольку большую часть территорий занимают промзоны. Но вторичное жилье также поднимется в цене вследствие общего оживления ситуации, связанной с запуском новой транспортной магистрали.

Следовательно, МЦК будет стимулировать девелоперскую активность, направленную на освоение территорий бывших промзон. Но это достаточно длительный процесс, поэтому он сильно зависит от конъюнктуры и колебаний рынка. Общее заключение экспертного сообщества: МЦК – это ключевой проект в освоении промзон.

По мнению экспертов, строительство жилой недвижимости повлечет сопутствующее развитие торговых и развлекательных объектов. Создание торговой инфраструктуры – относительно долгий процесс, но это один из двигателей освоения территорий промзон.

Интеграция МЦК в транспортную систему Москвы. Мнения экспертов относительно выхода пассажиропотока МЦК на плановый показатель разделились. Эксперты, дающие оптимистические оценки, указывают, что горожане уже начали активно пользоваться новым видом общественного транспорта. Учитывая устойчивость транспортных привычек москвичей, можно прогнозировать рост пассажиропотока, когда новые маршруты будут освоены.

Если МЦК позволяет москвичам экономить временные и финансовые ресурсы, будет возрастать частота его использования, в том числе вследствие распространения жителями города положительной информации о данном виде транспорта. Сомнения экспертов в достижимости запланированного для МЦК пассажиропотока связаны с оценками рисков этого проекта.

В качестве основной проблемы и главного риска развития МЦК большинство экспертов назвали отсутствие нужного количества удобных пересадок и связанное с этим строительство транспортно-пересадочных узлов. По мнению участников исследования, «длинные  пересадки» неудобны для горожан. Москвичи даже переходы на некоторых станциях метро считают неудобными из-за их протяженности. Учитывая этот фактор и отсутствие сухих пересадок, можно прогнозировать сильные сезонные колебания пассажиропотока. Второй риск эксперты видят в отсутствии увязки с МЦК маршрутной сети наземного городского пассажирского транспорта. Создать такую связь необходимо, поскольку скорректировать маршрутную сеть метро, подстроив ее под МЦК, не представляется возможным. Замыкают первую тройку рисков проблемы, связанные со слабой интеграцией с линиями пригородного железнодорожного сообщения. На четвертом месте стоит проблема тарифного регулирования между Москвой и Московской областью относительно проезда платных пассажиров. Пятое место занимает проблема методологии расчета перспективного пассажиропотока: эксперты считают, что расчеты пассажиропотока МЦК опираются на устаревшие прогнозы.

Эксперты с осторожностью оценивают место МЦК в транспортной карте города, поскольку уровень интеграции с другими видами внеуличного транспорта – метро, радиальными направлениями электричек – пока достаточно низкий. В советский период при проектировании Окружной железной дороги не рассматривалась возможность перевозки пассажиров, соответственно, удобство пересадки из метро тоже не учитывалось. Поэтому эксперты солидарны в том, что проект МЦК пока рано оценивать по уровню интегрированности, так как он еще не заработал в плановом режиме.

Мнение экспертов относительно того, как быстро москвичи впишут новый вид транспорта в свои ежедневные маршруты или по крайней мере начнут регулярно им пользоваться, достаточно согласованно. В целом участники исследования считают, что это будет зависеть от нескольких причин. Первая – доступность станций МЦК, вторая – быстрый проезд до точек притяжения конкретного пассажира (работа, учеба, посещение торговых или развлекательных центров). По оценке экспертов, большую роль в данном вопросе играет временной фактор – срок, необходимый для привыкания к новому маршруту. Он составляет не более года.

Оценка функционирующих станций МЦК и транспортно-пересадочных узлов. Если говорить о безопасности станций МЦК, то большинство экспертов считают, что ее уровень соответствует уровню метро, а по некоторым характеристикам даже его превосходит. Это вытекает из объективного различия наземного и подземного транспорта и не только. В сравнении с пригородным железнодорожным транспортом преимущество также отдано МЦК.

Вместе с тем, оценивая безопасность транспортной системы города в целом, эксперты отметили целый ряд проблем. Рамки металлодетекторов вызывают большое скопление пассажиров на входе – это создает потенциальную опасность. Станции МЦК, как и метро, не оборудованы системой защиты от падения пассажиров – так называемыми «горизонтальными лифтами» – дверями на перронах, на некоторых станциях есть проблемы с освещением.

Эксперты достаточно высоко оценивают станции новой магистрали по обеспечению безбарьерной среды и считают, что уровень комфортности МЦК гораздо выше, чем в метро. Для лиц с ограниченными возможностями предусмотрены лифты и эскалаторы, для слабовидящих горожан предназначена специальная тактильная плитка. В то же время эксперты отмечают трудность оценки этого параметра: для получения объективных данных необходим опрос лиц с ограниченными возможностями, которые пользуются МЦК.

Мнения респондентов относительно оптимального графика движения на МЦК довольно консолидированы. Большинство экспертов считают, что в данный момент интервалы движения поездов достаточно большие. Это связано с тем, что проект только начал действовать. График движения следует приближать к тем нормативам, которые действуют в метро, все условия для этого есть. Дальнейшее сокращение интервалов и увеличение количества вагонов не вызовет проблем, поскольку для этого предусмотрены соответствующие технические возможности. Уменьшение интервалов мотивируется   экспертами не только приспособлением к стандартам метро, но и экономическими причинами.

Что касается оценки подвижного состава, то большинство экспертов считают поезда «Ласточка» неудачным выбором для перевозок внутри города. В качестве основного довода они приводят аргумент, что это поезд пригородного (железнодорожного) типа с соответствующей компоновкой и характеристиками: мало поручней для стоящих пассажиров и много посадочных мест, узкие двери, несоответствие характеристик ускорения и торможения нормам, принятым для поездов метро. Эксперты указывают, что у них есть информация о планах городских властей по замене этих составов либо существенной их модернизации – адаптировании поездов к городским перевозкам.

Мнения экспертов относительно оценки транспортно-пересадочных узлов и удобства их использования тоже носят консолидированный характер. Участники исследования заявляют о необходимости оценки каждой станции отдельно, так как все они значительно различаются. Основная претензия к данным сооружениям – длительные переходы и неудобство при пересадке на наземный транспорт. Эксперты отмечают, что ситуация с транспортно-пересадочными узлами связана с объективными причинами: перенос станций метро и железнодорожного полотна невозможен.

Относительно удобства использования навигации на станциях МЦК мнения экспертов разделились. Доминирует позитивная точка зрения: навигация МЦК эффективна. Некоторые участники исследования утверждают, что она превосходит по качеству систему навигации в метро. Большой плюс – дублирование надписей на английском языке.

Культурно-исторический контекст и названия станций МЦК. Мнения экспертов относительно названий станций и самого МЦК нельзя назвать согласованными. Одних название МЦК полностью устраивает, другие сомневаются в целесообразности такого выбора, третьи иронизируют. Аргумент – уже существует сложившееся название. Названия станций кольца тоже являются достаточно спорными, с точки зрения экспертов. Вопросы о названиях должны задаваться историкам и краеведам – они достаточно компетентны в этой теме. Конкретные рекомендации по подходу к названиям станций – не создавать идентичные названия со станциями метро.

Все эксперты сходятся во мнении, что следующим шагом в развитии железнодорожного транспорта является комплексная интеграция пассажирского транспорта столицы. На первом месте стоит включение радиальных линий и станций железной дороги, а также метрополитена в единую транспортную систему Москвы. Затем идет дальнейшая интеграция с другими видами общественного транспорта: трамваями, автобусами, троллейбусами. Строительство дополнительных параллельных линий железных дорог и реконструкция всех радиальных направлений железных дорог – это приоритетное направление развития Московского транспортного узла. Эксперты предлагают городским властям разработать концепцию, которая сделает возможным обслуживание районов Москвы железнодорожным транспортом.

Стратегия городских властей по интеграции МЦК в транспортную систему Москвы. В основном мнения об управляющих действиях, которые необходимо предпринять в ближайшее время для достижения интеграции МЦК в транспортную систему Москвы, довольно консолидированны. Точками наибольшей консолидации являются, с одной стороны, предложения завершить интеграцию с метро и радиальными линиями; интенсифицировать проект реновации промышленных зон. С другой стороны, консолидирующими экспертов в оценке приоритетности действий Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы были названы налаживание связи с остановками общественного транспорта и вынос предприятий с территории промзон. Однако среди экспертов есть и скептически настроенные в отношении ценности таких рекомендаций.

ВЫВОДЫ

  • Большинство экспертов считают МЦК одним из важнейших проектов в развитии транспортной инфраструктуры столицы. Новая магистраль находится в русле общемировых тенденций в части транспортного строительства мегаполисов. Снижение нагрузки на метро уже произошло, в отношении вокзалов это произойдет в будущем, поэтому необходимо создание больших вокзальных комплексов на стыковке МЦК и станций железной дороги радиальных направлений.
  • Для того чтобы МЦК стало альтернативой личному транспорту, должен быть соблюден ряд условий: создание сети ТПУ и перехватывающих парковок, улучшение всей системы общественного транспорта.
  • МЦК будет стимулировать девелоперскую активность. Но это достаточно длительный процесс, который сильно зависит от конъюнктуры и колебаний рынка. МЦК – это ключевой проект в освоении промзон.
  • Эксперты дают сдержанные прогнозы относительно выхода МЦК на плановый показатель пассажиропотока. Основные проблемы развития – отсутствие нужного количества удобных пересадок и слабая интеграция с городской транспортной системой. Быстрый проезд до точек притяжения конкретного пассажира (работа, учеба, посещение торговых или развлекательных центров) – один из главных факторов увеличения частоты использования МЦК. Эксперты считают станции МЦК превосходящими станции метро по уровню безопасности. Уровень комфортности для лиц с ограниченными возможностями также гораздо выше, а система навигации эффективна и более современна, чем в метро. График движения поездов следует приближать к нормативам, действующим в метро: МЦК обладает всеми возможностями для этого. Оценка выбора подвижного состава: используемые поезда ориентированы на пригородные перевозки. Оценка ТПУ достаточно низкая, основная причина – длительные переходы и неудобство при пересадке на наземный транспорт. МЦК должно быть объединено с метро, наземным городским транспортом и с электричками, которые идут в ближайшее Подмосковье.
  • Эксперты считают, что приоритетными действиями Стройкомплекса города Москвы по дальнейшей интеграции МЦК в транспортную систему столицы должны быть завершение всех переходов и налаживание связи с радиальными линиями. Основной вывод: проект реновации промзон – ключевой в повышении экономической эффективности МЦК.