Марат Хуснуллин:
Заместитель мэра – руководитель Стройкомплекса Москвы о том, как депрессивные территории вовлекаются в экономику столицы
Реновация депрессивных территорий – одна из задач развивающегося мегаполиса. Суть процесса освоения промзон проста – сделать пустующее городское пространство удобным и комфортным для людей, органично интегрировав его в общегородскую ткань. Это мировая тенденция, она наблюдается во многих странах. Москва в данном направлении развития в приоритете: промзон в столице много, есть где развернуться – площадь территорий составляет почти 19 тыс. га, это 17% территории города в его старых границах, из которых 4,3 га в соответствии с Генпланом города планируется в ближайшие годы освоить. Правительство Москвы рассматривает промышленно-коммунальные зоны в качестве основного ресурса градостроительного развития мегаполиса в его старых границах и реализует масштабную урбанистическую программу их реновации, которая фактически вдохнет в эти территории новую жизнь.
Старт программе дан в 2013 году, однако активный процесс реорганизации сдерживался неурегулированными правовыми и земельными отношениями многочисленных собственников недвижимости в рамках одной промзоны. Несовершенство федерального законодательства было серьезным препятствием для комплексного развития промзон, а город заинтересован именно в таком варианте освоения промышленных территорий. Специалисты Стройкомплекса совместно с Клубом инвесторов выступили с инициативой о принятии соответствующего документа на федеральном уровне и активно участвовали в его разработке.
Летом нынешнего года Госдумой принят Федеральный закон № 373. Его новацией является механизм вовлечения собственников земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах промзон, в процесс комплексного развития. Документ вступит в силу в январе 2017 года. Его принятие мы считаем нашей общей большой победой. Закон не просто даст возможность комплексно развивать промзоны. Благодаря ему, а также внесенным изменениям в 214-й федеральный закон застройщики смогут те затраты, что несут при строительстве социальной инфраструктуры, отнести на себестоимость, что при комплексном освоении территории очень важно. В настоящее время мы запускаем несколько пилотных проектов реновации промзон, на которых отработаем механизм реализации закона на практике. Считаю, что это один из самых прогрессивных законов, а для Москвы – настоящий прорыв в развитии города. Под промзонами в столице – масштабные участки земли, которые нужно развивать и вовлекать в экономику.
Важно, что комплексный подход разделяют большинство инвесторов, уже занимающихся промзонами и интересующихся такими проектами. Они выступают нашими союзниками, действуют не только в своих интересах, но и в интересах всего города, его жителей. Нововведения в законодательстве еще больше повысили привлекательность промзон для тех, кто берется за масштабные проекты, рассчитанные на годы вперед. Крупные проекты реновации промзон, запущенные в прошлые годы, уже генерируют десятки миллиардов инвестиций. А в ближайшем будущем профессиональные эксперты прогнозируют настоящий строительный бум.
За последние годы в промзонах инвесторами построено 10,2 млн кв. метров недвижимости различного назначения. При этом год от года объемы только растут. Примерно четверть всей недвижимости, планируемой к вводу в Москве по итогам 2016 года, придется именно на промзоны. Это в полной мере отвечает нашему главному тренду – полицентричности развития мегаполиса. Старые депрессивные территории, отделяющие деловую часть столицы от спальных районов, превратятся в современные комфортные кварталы комплексной застройки, перестанут быть отрезанными от остального города и станут с ним единым целым.
Переустройство бывших производственных площадей отлично вписывается в новую градостроительную политику. Территории промзон несложно связать с давно освоенными районами, так как большинство из них расположено возле транспортных артерий – таких крупных дорожных магистралей, как Волгоградский проспект, Дмитровское шоссе, Профсоюзная улица и другие, Третьего транспортного кольца, Московского центрального кольца и Москвы-реки. В местах пересечения МЦК с радиальными направлениями метро и пригородного железнодорожного сообщения создаются транспортно-пересадочные узлы, в составе которых также будет развита деловая активность.
Для города, в первую очередь, важно, чтобы в промзонах, наряду с новыми объектами недвижимости, сохранялись либо создавались заново высокотехнологичные производства с рабочими местами. Когда город принимает решение о реорганизации той или иной производственно-коммунальной зоны, как правило, главным требованием является планирование не менее 30–50% от нового объема недвижимости под создание рабочих мест. При этом реорганизация осуществляется комплексно со строительством объектов социального назначения, инженерной и транспортной инфраструктур, жилья, рекреации.
Промышленные зоны как нельзя лучше подходят для жилой застройки: они занимают большие территории, и городу выгоднее застраивать их, нежели уплотнять другие, уже сложившиеся районы Москвы в ее старых границах. При этом перед производителями и проектировщиками поставлена задача модернизировать массовые серии домов, в том числе разнообразить колористику фасадов, предусмотреть вариативную этажность, приспособить помещение под нужды маломобильных граждан, использовать энергоэффективные технологии. В Москве больше не будут плодить серые безликие коробки.
Освоение промышленных площадок предполагает не просто застройку, а создание новых полноценных городских пространств. Комплексный подход к освоению территорий, где в наличии есть и жилая недвижимость, обеспеченная необходимой социальной инфраструктурой, и рабочие места, и удобная транспортная доступность, повышает их привлекательность – люди будут покупать жилье, в шаговой доступности от которого можно и работать, и отдыхать. В выигрыше, соответственно, и инвесторы, вложившиеся в редевелопмент промзон, так как их проекты будут иметь гарантированную, высокую окупаемость.
Таким образом, территории, годами не приносившие городской казне доходов, уже сейчас вовлекаются в экономику столицы и сулят немалую экономическую выгоду. Промзоны обладают высоким градостроительным потенциалом. И этот потенциал будет использован в Москве эффективно и сполна.