Самый главный транспорт29 марта 2017

Отношение москвичей к столичному метрополитену

Представляю результаты исследования ВЦИОМ. Опрошено порядка 1200 жителей Москвы в современных границах в возрасте 18 лет и старше. Это был телефонный опрос по формализованной анкете, где ошибка выборки составляет не более 3%. Тематика опроса посвящена именно метро, хотя при всей важности метро невозможно абстрагироваться от его взаимосвязи с другими видами общественного транспорта.

Каковы инфраструктурные потребности столицы? Какие объекты, по мнению респондентов, необходимо в первую очередь строить в Москве, чтобы город стал удобнее, комфортнее для жителей? Первую тройку приоритетов составляют дороги, транспортные развязки, на втором месте – станции метрополитена, на третьем – больницы, поликлиники. Спортивные центры, детские сады и школы очень близко находятся. Что точно выпало из списка приоритетов и чего строить, по мнению москвичей, не надо, по крайней мере, прежними темпами, – это магазины и торговые центры.

В рейтинге видов транспорта на первом месте — метрополитен. Он признан наиболее значимым видом городского общественного транспорта. С заметным отрывом идет автобусное сообщение, затем троллейбусное, личный транспорт, трамваи, пригородные электрички, на последнем месте – такси.

Каким видом транспорта москвичи пользуются чаще всего? Метро в карте спроса по видам транспорта безальтернативно на первом месте. Второе место разделили автобус и личный автомобиль. Все остальные виды транспорта, такие как трамвай, троллейбус, такси, не могут конкурировать с первой тройкой и, тем более, с метро.

ЧТО НУЖНО СТРОИТЬ В МОСКВЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Чаще других метрополитеном пользуются три категории граждан:

  • 87% – самые молодые москвичи (18-24 года);
  • 80% – средний возраст (35-44 года);
  • 78% – пенсионеры (60 лет и старше).

Что происходит с метро, оно стагнирует, развивается или может, деградирует? Ответы на этот вопрос позитивны для руководства метрополитена, да и города в целом. 4/5 опрошенных заключили, что метро развивается, и это развитие заметно. Тех, кто полагает, что существенных изменений не происходит, оказалось в несколько раз меньше, и лишь 3% посчитали, что ситуация с метро заметно ухудшается.

Сценарии развития московского метрополитена были определены респондентами в ответах на вопрос: в каком направлении должна вестись наиболее активная работа по строительству новых станций? Вопрос связан с географией – есть старая Москва, и есть Новая Москва. Поэтому альтернатива была сформулирована следующим образом: нужно ограничить строительство пределами старой Москвы или МКАД, либо же метро должно выйти за пределы МКАД и дотянуться до Новой Москвы, связать, сшить это большое пространство с историческим центром города?

Здесь отчетливо доминирует одна точка зрения:

  • 66% – нельзя ограничивать развитие метро границами
    МКАД;
  • 27% – строить новые станции надо в пределах МКАД.

КАКИМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА МОСКВИЧИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ЧАЩЕ ВСЕГО?

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Конкурентность московского метро.
Мы попросили тех из опрашиваемых нами москвичей, кто имеет опыт пользования метрополитеном в других городах России и в других странах мира, дать свои оценки, сравнить московский метрополитен с его аналогами в других городах и странах.

Московское метро значительно лучше – считает большая часть опрошенных (67%) из числа тех, кто пользовался не только московским метрополитеном, но и метрополитенами других российских городов. Пятая часть из этой группы полагает, что московское метро ничем не отличается, и лишь 5% считает, что московское метро хуже, чем метро, предположим, Казани или других городов.

При сравнении московского метро с метро других стран треть из тех, кто имеет опыт пользования иностранным метро, затруднилась ответить на вопрос. 12% оценили, что московское метро значительно хуже, 10% полагают, что московское метро ничем не отличается. А вот 45% респондентов остаются патриотами родного метро!

Каковы запросы населения по развитию сети общественного транспорта?

Первое место разделили два направления развития с практически одинаковым результатом: расширение (продление) старых линий метрополитена и постройка новых линий. А вот постройка новых дорог и наземных магистралей – результат хотя и близкий, но все-таки меньше, чем у метро.

Какова роль горожан в принятии решений по строительству новых станций метро?

По итогам опроса москвичей эта роль достаточна серьезна. В общей сложности 86% опрошенных полагают, что при строительстве новых станций метро необходимо согласование с жителями города. То есть общественные слушания (или другие формы согласования) нужны. Но на практике многие
вопросы встают ребром. В общественных слушаниях участвуют лишь жители ближайших к строящейся станции домов. И у них одна точка зрения — нам ваша стройка не нужна. Другие же ждут метро в своем районе, но не участвуют в согласованиях.

Какова же в цифрах включенность населения в этот вопрос? Они сами-то готовы участвовать в общественных слушаниях? Готовность здесь пониже.

Но, тем не менее, почти половина респондентов (47%) готова участвовать в общественных слушаниях. Если эти данные в абсолютные цифры на население Москвы перевести – это миллионы людей. Хотя опыт участия населения в общественных слушаниях пока крайне невелик.

КОНКУРЕНТНОСТЬ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Таковы результаты опроса общественного мнения. Это не приговор, не окончательный диагноз. Это скорее информация к размышлению, некая рамка, которую надо учитывать и специалистам, и политикам, и управленцам в планировании и в принятии решений относительно развития метро и будущего нашего города, где всем нам жить.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, кандидат политических наук, профессор Высшей школы экономики.

Эксперты, принимающие участие:
Федоров Валерий Валерьевич
Федоров Валерий Валерьевич
Политолог, социолог, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)