СКВОЗЬ ГОРОД С КОМФОРТОМ02 октября 2020

Михаил КРЕСТМЕЙН, главный инженер Института Генплана Москвы СКВОЗЬ ГОРОД С КОМФОРТОМ

Михаил КРЕСТМЕЙН

 

МЦК, БКЛ и МЦД – основа агломерационного транспорта столичного региона

Угроза коронавируса на какое-то время вернула москвичей к частным машинам, потому что общественный транспорт стал местом опасности. Возникает вопрос: в сложной эпидемиологической ситуации не пересядет ли москвич в личный автомобиль? И в связи с этим не столкнется ли Москва с новым кризисом транспортной системы?

На этот счет у Москвы есть абсолютно четкий диагноз. Все расчеты показывают: нельзя, чтобы более 20% пассажиров использовали личный автотранспорт. Это понимают и сами владельцы машин. Если все, кто имеет автомобиль, захотят в утренний час пик совершить на нем трудовую поездку, то вряд ли доберутся до работы даже к началу следующего дня.

Все расчеты показывают: нельзя, чтобы более 20% пассажиров использовали личный автотранспорт

Безусловно, сложившаяся эпидемиологическая обстановка повлияет в будущем на жизнь города, в том числе и на его транспортную составляющую. Иначе будут распределяться транспортные потоки, коррективы необходимо вносить в расписания – уменьшать интервалы движения и наполняемость подвижного состава посредством увеличения его количества.

Период вынужденной самоизоляции для большой доли населения города продемонстрировал, что невозможность передвигаться по городу существенно раздражает и огорчает людей, то есть мобильность населения необходима. Но общественный транспорт в любом случае останется востребован. Модернизация в Москве транспортной инфраструктуры и до пандемии была одной из первостепенных задач, останется таковой и после коронавирусного периода. Поэтому все усилия столичного правительства направлены на развитие общественного транспорта, особенно рельсового.

Напомню, в этом году исполняется 85 лет первому Генеральному плану Москвы. Благодаря плану 1935 года была заложена радиально-кольцевая структура столицы и ее метрополитена. Эта структура позволила городу выжить и в послевоенный период, и в сложные 90-е годы, планомерно наращивая количество и протяженность радиусов и колец. Одно из колец, Малое кольцо железной дороги, построенное в конце XIX века, превратилось в пассажирскую линию – МЦК.

Транспортный эффект МЦК – повышение связности территорий, сокращение времени в пути и больший комфорт для пассажиров. Градостроительный эффект – развитие прилегающих территорий: создание новых общественных узлов, формирование полифункциональной структуры, разгрузка исторического центра. Как следствие происходит повышение качества среды прилегающих к МЦК территорий благодаря их благоустройству.

Строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) – это не просто главный проект метростроения, а по-настоящему революционная идея, реализация которой приведет к существенному улучшению транспортной системы города. Проект БКЛ – следствие сложного, смелого и чрезвычайно ответственного решения столичного руководства. Теперь к новому кольцу можно присоединить и Бирюлевскую, и Рублево-Архангельскую, и Коммунарскую линии. Жители, проживающие в зоне влияния новых линий, будут в полной мере обеспечены надежной транспортной инфраструктурой.

А ведь можно было пойти и по простому пути, а именно – строить только новые участки радиальных линий и продлевать их в новые районы. Однако серьезным специалистам было очевидно, что уже к 2010–2011 годам существующая схема метро себя исчерпала, так как в результате продления радиусы бы только перегружались. А новая кольцевая линия, во-первых, позволит разгрузить пересадочные узлы в центре, а во-вторых, создаст альтернативные маршруты передвижения.

Новая кольцевая линия, во-первых, позволит разгрузить пересадочные узлы в центре, а во-вторых, создаст альтернативные маршруты передвижения — Михаил КРЕСТМЕЙН.

Безусловно, наиболее значимым проектом последних лет стала программа развития Московских центральных диаметров. Именно запуск МЦД наряду с МЦК и БКЛ формирует основу агломерационного транспорта столичного региона. Новая программа даст масштабный положительный эффект. Маршруты МЦД выбраны не случайно. Это – зоны активного развития недвижимости. Например, на МДЦ Лобня – Одинцово в зоне влияния станций будет построено 2 млн кв. метров дополнительного жилья, а к расчетному сроку Генерального плана – 4,5 млн кв. метров жилья. Кроме того, на прилегающих к диаметрам территориях может быть создано более 500 тыс. новых рабочих мест.

Новое наземное метро, которое объединяет формат пригородно-городских электричек и столичного метро, – пример, которому следуют все мировые мегаполисы, где до недавнего времени инфраструктура железнодорожного транспорта использовалась недостаточно. Еще в 2010 году, когда обсуждались первые предложения по Генплану, цифры были такие: в Москве 300 км метро и 290 км железных дорог. Метро перевозило 40% пассажиров, а железные дороги – всего 8%.

Благодаря реализации проекта «Московские центральные диаметры» положение изменится кардинально. Мы получим фактически новый вид транспорта большого города. С одной стороны, МЦД свяжут город и область, а с другой – прекрасно подойдут для передвижения в переделах Москвы.

В настоящее время железнодорожный транспорт эффективен разве что в периферийной части города, так как перевозит там большое количество пассажиров. Но ближе к центру происходит провал в пассажиропотоке. Электрички, пересекающие центр, фактически возят воздух, потому что человек на поезде доезжает до ближайшей станции метро и дальше пользуется метрополитеном или наземным транспортом. То есть мощные рельсовые линии в центре используются неэффективно.

Также диаметры разгрузят наиболее напряженные участки метро, в первую очередь станции Кольцевой линии и ближайшие к ним. Но эффект ощутит не только метро. Дороги Москвы и ближнего Подмосковья станут свободнее.

Значительная доля жителей Московской области добираются до столицы на собственных автомобилях. МЦД дадут им возможность выбора: они смогут комфортно и без пробок добраться до работы железной дорогой, а автомобиль использовать для подъезда к станциям.

Город и пассажиры получат новые маршруты передвижения, снизится стоимость проезда на железной дороге, уменьшится маятниковая миграция, увеличится капитализация жилья вдоль новых линий, появятся новые общественные пространства. Нет никаких сомнений в том, что благодаря появлению Московских центральных диаметров произойдет децентрализация, которая подразумевает рассредоточение населения по территории всей агломерации.

Михаил КРЕСТМЕЙН

 

Эксперты, принимающие участие:
Крестмейн Михаил Германович
Крестмейн Михаил Германович
Главный инженер ГАУ «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы».