«УМНЫЙ» ГОРОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ БИЗНЕС-ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИЙ И КОМФОРТА ГОРОЖАН17 ноября 2020

Джонатан СПАРРОУ, вице-президент компании Cisco по работе в России и СНГ

За 30 лет своего существования интернет превратился в неотъемлемую часть жизни людей по всему миру, стал основой для многих ноу-хау и открыл перед нами совершенно новые горизонты возможностей.

Например, он является фундаментом для сервисов «умного» города, которые помогают отслеживать, как живут город и горожане, и делает их жизнь удобнее. Речь идет о самых насущных вещах: общественном транспорте, работе больниц, школ и библиотек, получении государственных услуг.

Вопросы цифровизации перестали быть насущными для отдельных компаний и отраслей, сегодня они решаются на национальном уровне. Но никакая цифровизация районов, а тем более городов невозможна без соответствующей инфраструктуры. Цифровизация – это в первую очередь данные. Их нужно собирать, передавать, хранить, защищать. Значит, нужны центры хранения и обработки данных, нужна надежная сетевая инфраструктура для их передачи, и, что особо важно в современных условиях, нужны решения для информационной безопасности.

Согласно исследованию Cisco, приуроченному к 30-летию интернета, в течение следующих трех десятилетий большинство хотят получить от сети лучший доступ к образованию (63% респондентов) и к медицинским сервисам (57%). Эти вопросы напрямую связаны с развитием «умных» городов, и именно поэтому за этим направлением будущее.

Все мегаполисы сталкиваются со стандартными проблемами: сложностями с парковкой, экологическими проблемами, задачей сбора и вывоза мусора, экономии на освещении и т.д. Эти же вопросы, правда в меньшей степени, касаются более мелких городов. В общем, проблемы схожи, и для них существуют с десяток «умных» решений, которые Cisco уже давно применяет по всему миру.

Мы участвуем во многих проектах и видим, какие выгоды сулят городу инновации. С помощью smart-инфраструктуры город сможет быстрее реагировать на разные инциденты, от простых до более серьезных – экологических катастроф, наводнений и так далее. Город сможет быстрее перейти с уровня капиталовложений на сервисный уровень. Это выгодно для любого города.

В Москве, с которой мы активно сотрудничаем, особенно заметен прогресс последних пяти-семи лет, и этому в немалой степени поспособствовали сервисы «умного» города: новая система работы общественного транспорта, видеонаблюдение, электронная школа. Сейчас столица – один из самых удобных городов в мире. Планируется, что дальше мегаполис будет развиваться по программе «Москва-2030», включающей здравоохранение, транспорт, безопасность, администрирование и т.д. Иметь такую амбициозную дорожную карту – это очень правильно.

Важно понимать, что внедрение «умных» городов – это еще и колоссальный потенциал для стартапов, которые разрабатывают проекты и приложения для самых разных нужд. В перспективе они способны существенно диверсифицировать структуру экспорта: экспорт не железа, а идей и решений – это самый сочный кусок мирового рынка. В российских стартапах есть огромный интеллектуальный человеческий капитал, но надо, чтобы администрации городов поручали бы многочисленным стартапам, существующим в России, проекты по разработке smart-инфраструктуры.

Еще одна интересная идея – платформа для обмена информацией между департаментами. Очень часто департамент в бизнесе, да и в городе – это некое царство, руководитель которого хочет располагать своими данными, иметь свой ЦОД и ни с кем этим богатством не делиться.

Для примера реальный факт. В одном южноевропейском городе услуги по сбору мусора предоставляло некое ведомство. А современные технологии позволяют посредством специальных датчиков измерять количество мусора в контейнерах для того, чтобы планировать периодичность вывоза мусора, маршруты специальной техники и т.д. И вроде все прекрасно.

Но летом, когда температура повышается, проблемой становится уже не количество отходов, а неприятный запах из мусорных баков и связанные с этим риски. Но за это направление работы отвечает уже другой департамент, у которого своя база данных. Если эти работники не будут вовремя отслеживать информацию, мусорные баки так и будут источать ароматы. Так вот, в этом городе проблему решили именно с помощью взаимодействия между двумя ведомствами. Это очень живой и прагматичный пример того, как важно обмениваться информацией между департаментами.

Некоторые регионы и города испытывают недостаток финансирования. Но при правильном подходе информационные технологии – это не статья расхода, а, напротив, инструмент пополнения бюджета. Сервис «умного» города – это не излишество, а эффективный бизнес-инструмент, который поможет городу уменьшить расходы при улучшении обслуживания. Компании и руководители, активно поддерживающие и проводящие цифровую трансформацию уже сейчас, оказываются на шаг впереди по эффективности своего бизнеса.