Большое кольцо метро будут обслуживать три собственных электродепо: действующее «Замоскворецкое» на юге и новые «Нижегородское» на востоке и «Аминьевское» на западе БКЛ. Сейчас первый участок Большой кольцевой линии метро обслуживает построенное в 2018 году одно из крупнейших электродепо «Солнцево». Здесь на площади в 85 тыс. кв. метров могут останавливаться на ночь 40 поездов, еще десять составов одновременно могут ремонтироваться.
В депо «Замоскворецкое», ранее обслуживавшем одноименную линию, идет реконструкция. Для подачи поездов на Большое кольцо и обратно нужны были соединительные ветки, одна из которых проложена в конце 2020 года, вторая – летом нынешнего, в тоннелях идут строительные работы.
Электродепо «Аминьевское» и Большую кольцевую линию соединят уже три пути, которые будут проходить как под землей, так и по надземной эстакаде. Объект расположится на месте бывшей промзоны, сейчас близится к завершению подготовка площадки для непосредственного строительства. Практически полностью выполнены работы по сносу и демонтажу свыше 70 нежилых зданий и сооружений, а также произведены вывоз и утилизация отходов. Параллельно с этим процессом идут земляные работы, возводится временный бытовой городок для строителей. В пиковый период здесь будут трудиться до 1800 человек.
По завершении этого этапа работ строители приступят к возведению корпусов. Здесь построят более 40 зданий и сооружений, включая отстойно-ремонтный корпус с производственными мастерскими, камерой мойки подвижного состава и подвагонного оборудования, административно-бытовой корпус с крытой галереей, комплекс для стирки и химчистки спецодежды и другие строения. Территория, на которой расположится объект, займет 15,7 га, площадь самого депо составит 236 тыс. кв. метров.
Дистанционные методы диагностики неисправностей войдут в практику работы новых электродепо.
Электродепо «Нижегородское» появится на территории бывшего завода по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича. Строительство разбито на три этапа из-за масштабности объекта и необходимости сноса значительного количества неиспользуемых сооружений. После ввода депо в строй здесь смогут ночевать и ремонтироваться 30 составов одновременно, в депо появится тысяча рабочих мест. Всего на территории «Нижегородского» расположится 52 новых здания и сооружения. Оснастят объекты специализированным оборудованием, позволяющим качественно обслуживать составы московского метро.
«Нижегородское» также станет первым электродепо, на базе которого изначально будет работать сервисная компания от производителя подвижного состава. Ее сотрудники будут отвечать за состояние самых современных поездов «Москва-2020».
«Нижегородское» – первое депо, на базе которого будет работать сервисная компания от производителя поездов «Москва-2020».
Ранее было запланировано, что новые электродепо будут введены в строй одновременно с запуском Большого метрокольца. При этом подчеркивалось, что при ускоренной реализации проекта БКЛ темпы возведения и реконструкции депо для нее также будут увеличены. А значит, новые электродепо Большой кольцевой линии сдадут досрочно.
Электродепо внешне выглядит как ангар. Но сама коробка – это лишь незначительная часть объекта. Главное – технологии и комплекс инженерных сооружений, которые позволяют оперативно отремонтировать поезд.
В каждом электродепо есть особое место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют. Профиль колесной пары очень сложный, он имеет до 15 различных граней, необходимых для того, чтобы подвижной состав не сошел с рельсов.
Новые электродепо оборудуют самыми современными станциями для обточки колес. Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь здесь устанавливают станки проходного типа, на которых колеса обтачиваются, просто проезжая через станок.
В новых электродепо также внедряют дистанционные методы диагностики неисправностей. Это значит, что ремонтная бригада может подготовить план работ еще до прибытия поезда на станцию. На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры.
23 электродепо будут обслуживать подвижной состав Московского метрополитена к концу 2023 года.
Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков. Вся информация заносится в электронную карточку, которая есть у каждого вагона. Если в ней фиксируется отклонение от нормы, в электродепо поступает информация, а ремонтная бригада начинает загодя готовиться к прибытию неисправного состава. Современные поезда оснащены большим количеством датчиков. Они тестируют все системы и сигнализируют машинисту о любой неполадке. Машинист передает эту информацию в депо.
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Это важная составляющая любого проекта. Люди, которые работают на таком сложном транспортном объекте, как метрополитен, должны иметь возможность отдохнуть, расслабиться – для этого есть комнаты психологической разгрузки, а восстановить силы можно в тренажерном зале или на спортивной площадке.
Источник: Информационный бюллетень Стройкомплекса Москвы, 2021. БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ МЕТРО.