17 мая в рамках выставки АРХ Москва 2019 состоялась панельная дискуссия МЦУ Город под названием: «Креативная городская среда для умных городов». В рамках сессии Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы, рассказала о том, как новый стандарт благоустройства города может помочь создать умную и комфортную среду в столице.


Тема сегодняшней дискуссии – это креативная среда для городов. Но я бы начала свой доклад с того, как в последнее время обозначались подходы к формированию комфортной среды в городе, какую роль имеют общественные пространства, и, я бы даже сказала о том, как опыт проектирования последних лет меняет существующие концепции и подходы.

Если говорить о истории Москвы последних 10 лет, то можно вспомнить как мы ходили по заставленным машинами тротуарам, когда мы не знали, где погулять с детьми, когда мы не видели зданий за обилием разнообразной рекламы. Это сейчас уже кажется нонсенсом, потому что за прошедшие семь лет те изменения, которые произошли в городе, превратили Москву в один из самых передовых городов мира. Действительно, когда иностранцы приезжают и говорят: «Вы лучше, чем любой европейский город по комфорту среды», то возникает вопрос, как же, собственно говоря, мы этого достигли и за счет чего.

Арх Москва 2019, МЦУ Город, Креативная среда, умные города

Конечно же, это и капитальный ремонт, и модернизация, если можно так говорить, городских магистралей, улиц, парков, дворов, домов. Мне кажется очень важным, что подобные изменения в первую очередь меняют сознание жителей города, в понимании того, что является комфортным для них.

Лозунг, произнесенный мэром на тему того, что мы делаем город для человека, для пешехода для того, чтобы было удобно жить, работать и отдыхать, это как раз тот лозунг, который формализуется в программные мероприятия Правительства Москвы, которые делают наш город значительно комфортнее

Очень важным в пути формирования стандарта является роль градостроительного проектирования. Мы много раз обсуждали, с чего начинается стандарт качественной городской среды? Это не только, какая лавочка или какой фонарь, или какая плитка положена, но из чего это складывается структурно, прежде всего. Потому что городские инфраструктурные элементы, если вы их оторвете один от другого, ничего не получится. Городской мозаики, городской ткани, ее не сложится. Взаимоувязка проектных градостроительных решений на основе, в том числе, стандарта благоустройства, может служить определенным подходом к формированию комфортного, «умного» города.

Где же возникает роль градостроительного проектирования? На стадии генерального плана. Планирование транспортной инфраструктуры, структуры жилых районов, структуры производства, экологических аспектов, рекреационных зон, это и создает баланс территорий, в том числе, первоначальный уровень комфортности.

Арх Москва 2019, МЦУ Город, Креативная среда, умные города

На уровне проекта планировки, как сейчас показывает практика, мы имеем возможность опуститься до уровня благоустройства, до стандарта благоустройства, который мы назначаем для этих территорий, имея в виду и пешеходные связи, и структуру озеленения, вообще структуру, осмысленную для жизни на этой территории. Потому что отсутствие этих значений в проекте планировки делает его немножко безликим. То есть он становится абстрактным документом, не привязанным к реальной территории. Ну, какая разница, какой домик будет стоять вот в этом квадратике? Ну, какая разница, что будет происходить на этом кусочке зеленой территории? А на самом деле, как показывает практика сегодняшнего дня, это очень важно. Это то, что делает любой проект привлекательным для жителя. Плюс подобный подход дает возможность власти показать, какое отношение оно имеет в рамках этой территории к жителю.

Естественно, проектная документация не должна отбрасывать те решения, которые формируются на проекте планировки, и именно поэтому эта детализация должна войти в проект планировки как техническое задание на последующее проектирование.

Арх Москва 2019, МЦУ Город, Креативная среда, умные города

Мы уже много лет пытаемся синхронизировать в городе вопросы, связанные со взаимоувязкой работ по капитальному строительству, по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерных инфраструктур, с развитием городских пространств, просто с благоустройством территории. Приход стандарта благоустройства или мероприятий по благоустройству на уровень градостроительного проектирования, на стадию проекта планировки, во многом позволяет оценить масштабы последующих работ по созданию комфортной городской среды во взаимоувязке с очень большим количеством прилегающих территорий. Это тот путь, который позволяет синхронизировать и проектирование, и формировать график проведения последующих работ.

Такой подход приводит к минимальному неудобству для жителей в части реализации работ, и к единому стандарту среды на абсолютно разных территориях.

Мы говорим: «У нас есть стандарт для дорог, у нас есть стандарт для парков, у нас есть стандарт для дворов и так далее». На самом деле, стандарт, в общем-то, по большому счету, один – среда должна быть качественной, безопасной и привлекательной.

На каждом уровне этот комфорт детализируется относительно того функционального назначения, которое несет территория. Например, возвращение Тверской улицы от транспортной магистрали, в улицу жилую, пешеходную, ориентированную на тех, кто находится вот в этом районе. Стандарт, который сформировался путем очень больших комплексных мероприятий в городе в рамках программы «Моя улица», создания комфортной городской среды, он становится сейчас залогом и нашего градостроительного проектирования, когда мы говорим, что мы должны уже на стадии проектов планировки формировать структуру пригодную, комфортную, востребованную для жителей. Нежилые первые этажи, многофункциональные первые этажи, проницаемость территории, удобство связи, обслуживание транспортом, организация парковки, экологические аспекты формирования зеленых зон на улицах для снижения шумовых нагрузок от транспорта и создания тени, так называемые климатические аспекты, это все формируется из стандарта, и должно перекладываться на стадию проекта планировки.

Когда мы рассматриваем неосвоенные территории, то нужно учесть очень много аспектов.

На стадии проекта планировки мы уже формируем полноценную структуру, которая будет влиять не только на саму себя, внутри границ рассматриваемой территории, но и на всю прилегающую территорию, это и есть то влияние одного на другое, что среда, которую мы формируем, влияет на повышение качества уже сложившихся территорий, дает им возможность подтягиваться, если можно так сказать, до нового стандарта качества.

В аналогичном ключе мы сейчас двигаемся в развитии транспортной инфраструктуры. Вы знаете, что сейчас развитие рельсового транспорта в Москве идет просто гигантскими шагами. Транспортная инфраструктура повлечет за собой гигантский скачок по формированию комфортной городской среды именно на прилегающих территориях.

Арх Москва 2019, МЦУ Город, Креативная среда, умные города

Ну, и, конечно же, стандарт реновации, то есть комфортные дворы, в большей степени ориентированные на жителей, и дифференциация транспортных потоков, вывод их на улицу и создание пространств приватного характера, где они разнообразны, многофункциональны, высококачественны, это тот вектор развития, к которому стремится весь город.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий