Иосиф ДЗЯЛОШИНСКИЙ

профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, доктор филологических наук



В своем анализе я опираюсь на два допущения.

Первое. Любое человеческое действие в любой ситуации предопределено той культурой, в рамках которой сформировалась личность человека, в рамках которой он функционирует. И, чтобы понять, почему отдельный человек или общество в целом действует именно так, а не иначе, и – тем более – повлиять на действия человека или жизнедеятельность общества, надо исследовать особенности исповедуемой культуры. Из многочисленных определений понятия «культура» я использую следующее: культура – это совокупность поведенческих и духовных практик (знаний, ценностей, норм), обеспечивающих приспособление человека к окружающей среде или преобразование этой среды в соответствии со своими нуждами, целями и представлениями.

Второе. Поскольку человечество однажды возникло (для нас в данном случае не важно, когда именно), можно предположить, что оно развивается, то есть проходит некие этапы жизненного цикла, описанные И. Адизесом: возникновение, становление, развитие и гибель. Если совсем просто, можно использовать стадии жизни человека: рождение, детство, отрочество, юность, зрелость (взрослость), старость, смерть. Разумеется, есть люди, которые задерживаются на каких-то стадиях и до старости остаются детьми или – цитируя классика – у которых старость наступает прежде молодости, но такие ситуации не отменяют общего правила.

Теперь о некоторых выводах, которые следуют из этих допущений.

На сегодняшний день мы имеем три сосуществующие культуры. Первая – традиционная (архаическая) культура, культура доиндустриального общества. Вторая – культура индустриального общества (модерн), которая сложилась в XVI–XVII веках и пережила пик развития и распространения в XIX веке. Третья – культура постиндустриального общества (постмодерн), культура современного мира.

Основные признаки традиционной (архаической) культуры:

– зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

– преимущественная ориентация на метафизические, а не на инструментальные ценности;

– ориентация на прошлое, а не на будущее;

– производственная деятельность ради удовлетворения насущных потребностей, а не ради будущего;

– преобладание традиции над нововведениями;

– коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала, человек – часть целого, включенного в солидарные структуры: в семью, в общину, в трудовой коллектив;

– государство устроено по типу семьи, оно является патерналистским и авторитарным;

– преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельных личностей.

Традиционная культура – это детство человечества. Главная ее особенность – культ ритуалов и традиций. Главные люди – хранители и толкователи традиций: жрецы, раввины, попы, пасторы, которые искренне верят в то, что именно они являются носителями духовности.

В Европе традиционная культура умерла вместе с Дон Кихотом. Хотя миллионы, точнее миллиарды, людей исповедуют эту культуру до сегодняшнего дня.

Основные признаки культуры индустриального общества (модерна):

– новое отношение к религии, в конечном счете обернувшееся отрицанием религии как конечного основания ценностей и целей человеческой жизни;

– отрицание наследственной социальной иерархии и перекодировка системы социальных отношений на базе идеи потенциального равенства всех людей;

– стремление воплотить в жизнь некую идеальную модель общества;

– с другой стороны – превращение всего на свете, в том числе человека и его способностей, в товар.

Культура модерна – это отрочество человечества. Главная ее особенность – культ государства. Главные люди – создатели государств: покорители и захватчики.

В общечеловеческом плане модерн завершил свое существование в период Второй мировой войны. Однако немало людей разделяют и еще долго будут разделять эти ценности.

Основные признаки культуры постиндустриального общества (постмодерна):

– идея тотального равенства (отказ от бинарных оппозиций, характерных для традиционного общества);

– отказ от идеи развития (ревизия доктрин построения «светлого будущего» и достижения новой социальной и национальной справедливости);

– разочарование в человеческом разуме;

– «комплекс туриста»;

– этический плюрализм.

Постмодерн – это юность человечества. Главная особенность – культ личности, культ себя любимого. Любой юноша (и тем более любая девушка) знает, что главное в этом мире – он или она и все остальные существуют для них. Главные люди – «звезды», те, кто в жизни чего-то «высокого» достиг.

Эта культура возникла сравнительно недавно, хотя ее элементы прослеживаются в глубокой древности, и ее сторонники наивно считают постмодерн культурой будущего.

Каковы версии завершения этого периода? Юность, по идее, должна перерасти в зрелость. Но бывает, что этот переход заканчивается суицидом.

На мой взгляд, мы очень близки к той самой знаменитой точке – «минус одна минута». Американские ученые эту стрелку постоянно двигают. Минус пять минут до катастрофы, минус четыре, сейчас уже минус одна минута. Сможем мы эту стрелку отодвинуть? Большой вопрос.

Однако в настоящее время «юность» прошла или проходит. И человечество попало в поле влияния трех основных процессов современности: глобализации, информатизации, медиатизации с огромным комплексом порождаемых этими процессами проблем.

1. Такое сложное явление, как глобализация, порождает экономические, экологические, политические, социально-психологические (проблемы идентичности) и культурные проблемы.

2. Проблемы информатизации: количественное увеличение объемов коммуникации приводит к ее обесцениванию; виртуализация; зависимость социальных институтов и людей от медиа; загрязнение информационного пространства; инфляция коммуникации.

3. Проблемы медиатизации: медиазависимость; замена объективной реальности виртуальной; медиакратия; медианеравенство; цифровое неравенство. Все стало медиамедиа, и все стали медиа. Личность каждого человека стала медиаресурсом, событие становится событием только тогда, когда оно появилось на экране, и пр.

Уже очевидны как позитивные, так и негативные эффекты глобализирующейся коммуникации.

Позитивные.

Новые средства информации и коммуникации помогают преодолеть многие из физических препятствий для коммуникации (удаленность, недостаток времени); повышают возможности участников коммуникации довести до других и обосновать свою точку зрения, организовывать дискурсы и участвовать в дискурсах (увеличивают информационную емкость общества, снижают издержки обмена информацией); делают более прозрачными и даже в некоторых случаях снимают границы институтов и культур, продуцирующих конвенциональную мораль «субстанциальной нравственности»; повышают степени свободы личности и предоставляют большее, чем прежде, количество предпосылок для укрепления постконвенциональной морали.

Негативные.

Глобализация разрушает «коммуникацию малых расстояний» – институты соседства, цельность местных общин; новые средства коммуникации являются эффективным ресурсом власти и доминирования, обладание ими позволяет исключать из коммуникации неугодных (неинтересных) участников, темы, точки зрения; разрушение сложившихся сообществ ведет к дезинтеграции обществ, распаду сложившихся нормативных систем и в конечном счете к деградации личности; освобождение от традиций и конвенциональных норм повышает степени произвола и анархии, чревато эгоизмом и аморализмом личности.

Человечество не успело решить уже возникшие проблемы, как на него надвигаются новые. Согласно прогнозам ученых, например, футуролога Р. Курцвейла, в первой половине ХХI века произойдут четыре взаимосвязанные революции, которые станут главной движущей силой на пути к новому миру. Это революция в генетике, революция в нанотехнологиях, революция в робототехнике и коммуникационная революция. Дальше идут совсем фантастические сюжеты про превращение людей в киборгов, формирование цивилизации сингулярности и прочие увлекательные истории.

Но ведь к этому быстро меняющемуся миру надо как-то адаптироваться, в нем надо как-то жить. Есть два варианта стратегии адаптации.

Первый – позитивная адаптация – активное встраивание в новую жизнь. Такая адаптация может осуществляться на нескольких уровнях.

Ориентационная. Индивид начинает разбираться в особенностях новой культуры. На этой стадии адаптации происходит постоянный процесс преодоления стресса, который проявляется в разнообразных проблемных ситуациях, возникающих из-за разрыва между желаемым и действительным.

«Туристическая». Приходит понимание связи новой культуры с индивидуальными потребностями и жизненными целями.

Эмоциональная. Происходит эмоционально положительное восприятие новой культуры без изменения активности личности, жизненной стратегии и жизненных планов.

Второй вариант – негативная адаптация – принципиальный отказ от овладения новыми технологиями жизни.

Исследования показывают, что поначалу многие склонялись к первому варианту, а сейчас большинству все происходящее не нравится, вызывает у них сопротивление. Очень многим представителям архаической и модернисткой культур хочется защитить свое уютное и понятное прошлое от пугающего наступающего будущего.

Любопытный индикатор происходящих процессов – повсеместное появление множества различных заведений и общественных движений под лозунгами: назад в 60-е, назад в 70-е, назад в 80-е, а то и более конкретно: назад в СССР!

На практике эти две стратегии, смешиваясь, порождают несколько характерных моделей массового поведения.

Один из вариантов – возврат к «традиционным ценностям». Ведь если прогресс вызывает постоянный стресс, то защитной реакцией логично становится регресс и откат к ценностям Средневековья. При этом усиленная защита традиционалистских норм мотивирована не столько их реальной ценностью для их сторонников, сколько желанием воспротивиться «образу врага». «Образ врага», в свою очередь, требует воплощения и получает его в лице наиболее технологически продвинутых культур, лидирующих в глобальном обновлении.

Другой вариант – формирование нового морального стандарта. Универсальный гуманизм постмодерна перерастает в планетарный гуманизм, стоящий на страже прав человека, отстаивающий его свободу и достоинство. Одновременно планетарный гуманизм, в отличие от постмодерна, указывает на долг каждого индивида перед единым человечеством.

Еще один способ присваивания нового мира – карнавал. Речь идет об особой стратегии балансирования на грани игры и серьезного, которая не сводится ни к игре, ни к серьезному; не сводится к обычной «постмодернистской» игре в перемену масок, поскольку субъект вживается в эти маски и роли с полной серьезностью и использует маски не для игры, а для того, чтобы проявить, пробудить какие-то черты собственной личности, собственной логики поступков.

Есть еще одна любопытная модель приспособления к новому миру – актуализация дефективности как способ личностной индивидуализации. Человек ставит в центр своей идентичности некий социально признанный дефект, изъян. Это могут быть специфические этнические, гендерные, социальные или поведенческие особенности, которые позволяют привлечь к себе внимание. Субъект делает вид, что он дефективный, ненормальный: то оденется причудливо, то разденется догола. А все думают, какой он интересный. Таким образом: чтобы быть интересным, надо быть ненормальным!

И наконец, чтобы как-то встроиться в этот пугающий новый мир, можно ответственность за происходящее переложить с индивида на власть и корпорации. Это не мы виноваты в том, что с нами происходит, а правительства и бизнес!

Можно выделить несколько факторов, определяющих отношение людей и обществ к наступающему будущему.

Социально-экономический фактор связан с уровнем решения жизненных проблем индивида: обеспеченности жильем, трудоустройством, наличием бытовых, детских, медицинских, культурных учреждений, транспортного обеспечения и т.п.

Социокультурный фактор отражает проблемы взаимодействия различных субкультур или образов жизни.

Психологический фактор включает в себя индивидуально-психологические особенности, социальные установки, уровень притязаний, индивидуальные представления об условиях комфортного и полноценного существования.

Понятно, что процесс трансформации человечества остановить не удастся. Все разговоры о сохранении так называемых традиционных ценностей, о суверенных государствах, противостоящих «заразе глобализма», – это разговоры для слабых умом. И альтернатива такая: либо мы найдем какие-то более или менее успешные способы участия в процессе формирования многообразного, но единого человечества, либо… бывает, что юность завершается суицидом.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий