
31-я Международная строительная выставка «ИнтерСтройЭкспо»
В Санкт-Петербурге с 15 по 17 апреля 2025 года прошла 31-я Международная строительная выставка «ИнтерСтройЭкспо». Мероприятие, поддержанное городским правительством, ключевыми комитетами и ассоциациями отрасли, а также лидерами строительного сектора, традиционно служит платформой для демонстрации передовых технологий, материалов и оборудования, используемых в строительстве, проектировании и развитии городской инфраструктуры.
Участники «ИнтерСтройЭкспо» представили инновационные разработки в области энергоэффективности, концепции «умный дом», BIM-технологии и другие прогрессивные направления, направленные на повышение качества и экологичности строительства. Программа выставки включала в себя не только пленарное заседание, но и множество конференций, семинаров и мастер-классов, посвященных актуальным вопросам развития строительной индустрии. Особое внимание было уделено вопросам замещения импорта, внедрению новаторских материалов и технологий, а также подготовке квалифицированных кадров для строительной отрасли.
«ИнтерСтройЭкспо» предоставила уникальную возможность для налаживания деловых связей, обмена опытом и заключения выгодных соглашений. В рамках выставки состоялись встречи с представителями органов власти, инвесторами, девелоперами и другими заинтересованными сторонами.
31-я Международная строительная выставка «ИнтерСтройЭкспо» стала одним из важнейших событий в строительной отрасли России в 2025 году, стимулируя развитие инноваций, повышение конкурентоспособности российских компаний и улучшение городской среды.
В частности, 15 апреля в рамках выставки прошла пленарная сессия «От избы до небоскреба: как сохранить национальную идентичность в современной архитектуре?», модератором которой выступила Наталия Александровна Климова, глава Оргкомитета Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований им. А.В. Кузьмина. Открывая дискуссию, Наталия Александровна обозначила в качестве главной темы вопросы поддержания баланса между традиционными и современными подходами, значения материалов и технологий, использования цветовой палитры, форм и орнаментов для трансляции культурного наследия. Также актуальными сегодня по мнению Наталии Климовой становятся вопросы регулирования и градостроительной политики, противодействия унификации архитектуры в условиях глобализации, оценка успешного опыта и роли общества и архитекторов в создании архитектуры, отражающей культуру и историю. Наталия Александровна подчеркнула важность проводимого мероприятия в контексте сохранения исторической преемственности в архитектурном облике городов, отметив, что именно бережное отношение к прошлому формирует уникальную идентичность территорий. Она акцентировала внимание на необходимости разработки четких критериев оценки проектов, позволяющих гармонично интегрировать современные решения в существующую историческую среду. Особое внимание было уделено проблеме подготовки квалифицированных кадров, способных сочетать глубокие знания истории архитектуры с владением современными технологиями проектирования и строительства.
Расходчиков Алексей Николаевич, Председатель правления Фонда «Московский центр урбанистики «Город», основатель исследовательской компании «Агентство социальных исследований «Столица», открыл дискуссию, обозначив, что сегодня начинаются серьезный разговор о российском архитектурном стиле, или визуальном культурном коде. Алексей Расходчиков отметил, что может быть неслучайно эта дискуссия происходит в Санкт-Петербурге, городе, где был реализован первый успешный опыт создания нашего собственного индивидуального стиля в архитектуре. Успешным мы можем его считать потому, что прошло 300 лет, а миллионы людей каждый год приезжают посмотреть на эту уникальную красоту. Второй и, к сожалению, пока последней успешной попыткой стала так называемая сталинская архитектура, которая до сих пор не утратила своей функциональности и красоты. Но и та и другая сразу закладывали определенный стиль жизни, и образ будущего сначала столиц, а затем и ключевых центров страны. Поэтому, мы как социологи всегда напоминаем, что городское проектирование — это не только планы дорог и улиц, архитектурные проекты зданий. Это еще и социальное проектирование – создание новой среды для жизни и деятельности современного человека. Здесь не обойтись без исследований образа будущего и понимания социальных целей градостроительства: хотим ли мы, чтобы в этих домах рождались дети, чтобы они смогли расти здоровыми на этих улицах и дворах? Создают ли новые городские кварталы условия для творческого развития молодежи, приобщения к истории и культуре своей страны?
Алексей Расходчиков также отметил, что идентичность имеет разные уровни: одни тенденции транслирует столица, как лучшие современные практики. Так «летние сады» на примере Санкт-Петербурга появились во многих губернских городах, Москва также постоянно выступает примером создания нового в архитектуре и городской среде, что потом распространяется по городам страны. Но есть и локальная идентичность у крупных центров и исторических городов. В Туле, Орле, Смоленске, Калининграде, Томске — везде она своя, уникальная. И мы не можем под один стандарт или стиль «выстроить» все города, это будет варварское упрощение того многообразия, которым богата наша страна. Еще один ключевой вопрос – архитектуру чего мы сегодня хотим создать. Сталинская архитектура – это архитектура города, во-первых, — промышленного, а во-вторых – советского. А какие города нужны нам на будущие 50 лет? И города ли это – большой вопрос – подытожил свое выступление Алексей Николаевич Расходчиков
Ермаков Андрей Михайлович, Руководитель управления Министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу в своем выступлении сосредоточил внимание на богатстве исторического и культурного наследия, которым обладают наши города. Он привел в пример Санкт-Петербург, как самый большой плоскостной объект, внесенный в список ЮНЕСКО. Всего в северо-западном федеральном округе 11 объектов ЮНЕСКО из 33, зарегистрированных в нашей стране. Андрей Михайлович отметил, что это богатство важно не только сохранять, но и правильно использовать в культурных, воспитательных целях, а также проектах туристического развития городов и территорий. В качестве примера такого успешного развития он привел Калининградскую область, где реализуются комплексные программы по сохранению и правильному использованию исторических объектов. Еще одной проблемой по мнению Андрея Ермакова являются случаи, когда вблизи объекта исторического появляются новостройки, совершенно несочетающиеся и портящие внешний вид места. С такими практиками необходимо бороться, чтобы сохранить не только отдельные памятники архитектуры, но не нарушать культурную ткань улиц и городов.
Смирнова Анна Олеговна, Эксперт каталога импортозамещения НОСТРОЙ, член градостроительного совета ЛО, член ВООПИиК, ген.директор ООО «Краски Фридлендеръ», акцентировала внимание на эволюции цвета в российской архитектуре. Также обозначила, что компания «Краски Фридлендеръ», история которой уходит корнями в императорскую Россию, прошла путь от производства красок для царского двора до национализации и выпуска экологичной продукции. В годы войны предприятие обеспечивало сохранение объектов культурного наследия, а затем, по заказу советских художников, переориентировалось на художественные краски, известные сегодня как акварель «Белые ночи» завода «Невская Палитра».
В 2017 году компания возобновила историческое производство материалов для строительства и реставрации, что делает её экспертом в области цвета. Цвет – неотъемлемая часть нашей жизни и работы. Исследования цвета, как правило, фокусируются на его физиологической и психологической природе, упуская культурный аспект. Анна Олеговна затрагивает тему формирования и изменения эмоциональной палитры во времени и её отражения в архитектуре.
История цветовой палитры начинается с древних времен, когда люди использовали природные пигменты: белый, черный и красный. Эти цвета, доступные и символичные, стали основой. С развитием технологий и культурных связей палитра обогащалась. В Древней Руси дерево и его оттенки, золото, голубые пигменты – ярь, лазурит – вошли в архитектуру и искусство, став языком символов. В период Империи палитра светлеет, появляются пастельные тона, заимствованные из Италии: розовые, голубые, зеленые. Цвет становится инструментом выделения архитектурных доминант, обозначения статуса и декора.
После революции конструктивизм отвергает цвет, а типовая архитектура делает ставку на утилитарность. В 90-е и 2000-е годы наблюдается период экспериментов с яркими, кислотными цветами, подражанием классике. Современная архитектура находится в поиске новой идентичности, учитывая мировые тренды, такие как минимализм, природные оттенки и гармонизация с исторической средой. Важен интерес к национальным мотивам. Эволюция цветовой палитры отражает развитие национальной культуры и технологий. Важно использовать современные возможности, сочетая их с традициями. Цвет в архитектуре – это мощный инструмент создания атмосферы и передачи культурного смысла.
Лутченко Сергей Иванович, Первый зам. председателя Комитета градостроительной политики ЛО, гл. архитектор ЛО; доцент кафедры градостроительства СПбГАСУ, кандидат архитектуры, отмечает, что и в регионе, и в других субъектах Российской Федерации встречаются объекты, качество которых оставляет желать лучшего. Он подчеркивает, что в архитектуре прослеживается определенная закономерность, и ключевую роль играет профессиональная подготовка архитекторов. Сергей Иванович предлагает ввести своего рода кодекс этики для архитекторов, аналогичный клятве Гиппократа, чтобы стимулировать их к созданию качественной среды и предотвращению её ухудшения. В своем выступлении он приводит примеры жилых комплексов, при приемке которых возникали замечания, и акцентирует внимание на том, что исправление архитектурных просчетов после выдачи разрешения на строительство, особенно при наличии обманутых дольщиков, представляет собой сложную задачу. В подобных случаях вопросы эстетики отодвигаются на второй план. Он также указывает на пример объекта, согласованного в период экономических трудностей и связанного с обманутыми дольщиками, высказывая опасения, что подобные постройки потенциально могут стать аварийными. В отношении практической стороны вопроса, Сергей Иванович отмечает, что в 2022 году благодаря усилиям главных архитекторов был восстановлен процесс согласования архитектурного облика. Однако федеральное законодательство, ориентируясь на прозрачность, ограничилось определением лишь пяти базовых требований, что привело к разнообразию процедур согласования в разных регионах, создавая неудобства для крупных застройщиков, работающих в различных субъектах Российской Федерации.
Сергей Лутченко также акцентирует внимание на важности сохранения уникальности региональной архитектуры и использования цветовых решений, адаптированных к местным климатическим условиям. В Ленинградской области для регулирования архитектурного облика применяются такие инструменты, как дизайн-код и правила землепользования и застройки, определяющие требования к цветовой гамме в зависимости от типа территории.
Богомолов Дмитрий Николаевич, Министр строительства Новосибирской области, выразил благодарность за предоставленную возможность посетить Санкт-Петербург. По его словам, вопрос уникальности Новосибирска оказался для него неожиданно сложным, и за ответами он обратился к авторитетным знакомым, собрав ряд мнений. Далее последовал показ видеоролика, подготовленного им лично, который включал в себя 16 пунктов определения города, таких как город-узел, деловой центр, город-группа, музыкальный центр, столица Сибири, центр державы, авангард, промышленный центр, атмосферный, научный, влиятельный, подростковый, мост. Эти пункты, по замыслу, должны были объяснить суть. Дмитрий Николаевич упомянул консультации с профессорами и городскими исследователями. Они подтвердили наличие элитарности, но отметили отсутствие глубины. Было отмечено, что Новосибирск, начиная с 1932 года, успел обзавестись несколькими мостами, включая самый длинный в мире метромост. В городе насчитывается около 150 памятников архитектуры, включая 47 деревянных. Среди известных мест – Оперный театр и вокзал, являющийся крупным транспортным узлом. Были показаны примеры сочетания архитектуры разных эпох, от улицы Советской 1903 года до построек 2000-х. Упомянуты первая гостиница города, действующая школа, Крючковский дом, памятник конструктивизма Бaтюрь и часовня Николая, считающаяся центром державы. Представлены примеры освоения исторических кварталов предпринимателями, а также новые жилые комплексы, интегрирующие объекты культурного наследия. Особое внимание уделено восстановлению исторических элементов, таких как бассейны и станции. Продемонстрировано сочетание сталинской и современной архитектуры, а также примеры благоустройства набережных.
Также были показаны перспективные проекты, такие как жилые комплексы «Европейский берег» и «Ясный берег», а также проект «Центр Аэропорта». Упомянуты высотные жилые комплексы «Ринкут Ричмонд» и «Чикаго», а также ЖК «Тихомировка» в Октябрьском районе. Подчеркнута забота о озеленении города, в частности, посадка деревьев возле торговых центров. Показаны примеры архитектурного разнообразия и стремления архитекторов к созданию уникальных проектов. В заключение упомянуты Ледовый дворец «Сибирь-Арена» и компания «Новосибирская компонента», занимающаяся изготовлением стеклянных фасадов. В качестве примера поиска идентичности приведен ЖК «Омега», вдохновленный деревянным зодчеством Архангельской области.
Пудова Елена Евгеньевна, Урбанист, блогер, преподаватель кафедры Глазычева РАНХиГС, МГИМО, ВШЭ, прежде всего отметила, что «Часто говорят, что российский вклад – это исключительно Россия, и наоборот. Якобы я с этим не согласна, но это не так. Это совсем неверно». Недавно в метро можно было увидеть масштабную экспозицию «Россия», созданную нашими талантливыми художниками и мастерами, которые вложили в нее народные мотивы. Это был вход в мир древних символов. Орнаменты – глаза, ветви, формы, история, сущность – все взаимосвязано. Или, например, проект «Орландо». Замечательная команда, новаторы. Наталья Александровна отмечала сложность проекта, и многие архитекторы придерживались стандартных решений. Но орнамент создан вручную художниками, работающими с обычной архитектурой. Художница живет в Казахстане, у нее множество выставок. Современный театр, архитектор Кирилл Херзлбург, объединил все элементы, используя местные орнаменты. Обратите внимание на арочные окна в аквариуме. Их сохраняют при любой власти. Этот паттерн преследует вас везде: от спичек до шампуней, в отеле. Даже отсылка к темному, бордовому цвету – это гранат, символ местной идентичности, с которой можно работать спокойно и красиво, обязательно с любовью. «Сергей Чобан, мой любимый архитектор. Возможно, он не закладывал эту отсылку. Но в его фильме я увидела подъем этого прекрасного жука, архангельца. Мы успешно решаем такие задачи. Этот организм в природе кажется слабым, но он чистый и хороший. Если вы думаете, что в Афганистане нельзя работать с местным колоритом, то вы ошибаетесь. Мы вчера обсуждали, что эту историю придумали мы. Я создавала орнаменты даже на крючках, найденных в Афганистане». В разных городах можно увидеть разные решения, когда местный орнамент появляется в стандартной планировке благодаря тому, что мы находимся в городе, где он исконно существует. Вспоминая презентацию Чикаго, она отмечает разнообразие представленных форм. В текущем варианте она улавливает орнаментальные ритмы и наслоения, свойственные как колокольням, так и российским замкам. Присутствие золотого и белого цветов в дизайне создает ощущение легкости.
Далее последует отсылка к камням, что касается цветовой гаммы. Представлены книги по дизайну различных городов: Дербента, южного города, Иваново-Центра, Куста и Риберто. Заметно повторение определенных стилистических решений. Однако, при комплексном рассмотрении, бытовые детали приобретают уникальность за счет вставок. Например, в Иваново дизайн более спокойный, а в Кусте – более понятный. Суть заключается в том, что цветовая политика каждого города абсолютно уникальна и не поддается простому копированию. Успешная реализация проекта требует индивидуального подхода, а не слепого следования шаблонам. Создание уникальной палитры для каждого города или региона – это настоящее искусство.
В настоящее время создание уникального стиля – сложная задача. Несмотря на разнообразие стилей, доступных для новых отелей в Москве, выбор русского стиля оказался удачным решением. Сейчас многие отели практически не функционируют, а русский стиль востребован.
Международная строительная выставка «ИнтерСтройЭкспо» в 2025 году не только подтвердила свой статус ведущей площадки для демонстрации инноваций в строительной отрасли, но и стала катализатором для обсуждения ключевых вопросов развития современной архитектуры и градостроительства в России. Пленарная сессия «От избы до небоскреба: как сохранить национальную идентичность в современной архитектуре?» и выступления экспертов выявили многогранность задач, стоящих перед отраслью.
Обсуждение эволюции цветовой палитры в архитектуре, вопросов профессиональной этики архитекторов и уникальности региональной архитектуры подтверждает стремление к созданию гармоничного и устойчивого городского пространства, отражающего культурное наследие и отвечающего современным потребностям. Представленные примеры из различных регионов России демонстрируют поиск баланса между традициями и инновациями, а также важность адаптации архитектурных решений к местным условиям.
«ИнтерСтройЭкспо» стала важным этапом в формировании диалога между представителями власти, бизнеса и профессионального сообщества, способствуя выработке эффективных стратегий развития строительной отрасли и улучшению качества городской среды. Выставка подтвердила необходимость дальнейшего развития инноваций, внедрения передовых технологий и подготовки квалифицированных кадров для обеспечения устойчивого развития строительной отрасли в России.







