Дискуссия «Большая кольцевая линия метро: от идеи до воплощения». АРХ МОСКВА 2021

2021-06-03

Международная выставка архитектуры и дизайна «АрхМосква» всегда была и остаётся площадкой для обсуждения новейших трендов развития столицы. На этот раз темой разговора стал один из самых масштабных и амбициозных проектов транспортного развития Москвы – Большая кольцевая линия (БКЛ) московского метрополитена протяженностью 70 км. В 1950-е годы открытие первого метрокольца стало мощным импульсом для развития прилегающих к нему районов. Теперь же настал черёд «срединной зоны города», через которую и пройдёт БКЛ.

Более чем полвека назад Кольцевая линия строилась за счёт, в основном, ручного труда. По словам заместителя генерального директора по операционной деятельности АО «Мосинжпроект» Максима Шмаля, сегодня на службе метростроителей – самые современные технологии. «Начиная с 2011 года холдингом «Мосинжпроект» построено свыше 105 км линий метро, открыто более 50 станций, 11 электродепо. Метро уже вышло за границы МКАД, станции открыты в Новой Москве» – отметил спикер.

Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» — оператор Программы развития московского метро. Сейчас на стройке метро заняты 18,5 тысячи человек. Метростроительство стало действительно рекордным: в марте 2020 года в Москве одновременно работали 23 проходческих щита, – мировой рекорд по самому большому числу тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте, зафиксировано представителями Guinness World Records («Гиннесс. Мировые рекорды»).

Возвращаясь к теме передовых технологий, Максим Шмаль отметил, что сами щиты, которые находятся «на вооружении» АО «Мосинжпроект», являются произведениями инженерного искусства. Это 6- и 10-метровые тоннелепроходческие комплексы (ТПМК), ориентированные на постройку одно- и двухпутных тоннелей соответственно. «Использование 10-метровых щитов существенно сокращает стоимость и сроки работ за счет исключения необходимости возведения вентшахт и дополнительных сооружений на перегонах между станциями», – пояснил Максим Шмаль.

Безусловно, строительство такого масштаба не обходится без сложностей: в срединной зоне города, в районе плотной застройки находится много карстовых отложений, плывунов и подземных рек. Ежегодно ради строительства метро приходится переносить до 1000 км коммуникаций. Тем не менее, 95% проходки всех тоннелей на Большой кольцевой линии уже завершено и, по словам Максима Шмаля, оставшиеся 5 км будут пройдены до конца текущего года. Общая строительная готовность линии составляет 75%, 12 станций уже работают для пассажиров, в этом году будут достроены 9 новых станций Большой кольцевой и одна станция – реконструирована: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская». А в 2022-м Большое кольцо «замкнется».

Большое внимание при строительстве объектов «Мосинжпроект» уделяет вопросам безопасности строительства, подчеркнул Максим Шмаль. Выполняется постоянный геотехнологический мониторинг за всеми зданиями и сооружениями, расположенными в зоне влияния строительства, проводится научно-техническое сопровождение. Помимо прочего, холдинг осуществляет сквозной комплексный контроль качества оборудования и материалов, которые поставляются на объекты «Мосинжпроекта». «Мы понимаем, что метрополитен, которым пользуются миллионы пассажиров ежедневно, является объектом повышенного уровня ответственности, поэтому уделяем пристальное внимание всем этим вопросам. И продолжаем в «Мосинжпроекте» внедрение лучших мировых практик в области качества, охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», – подчеркнул он.

«Строительство БКЛ – это революция в московском метрополитене», – так ответил на вопрос о том, что нового привнесёт строительство линии в транспортную систему Москвы, Михаил Крестмейн, главный инженер НИИиПИ Генплана Москвы. Эксперт отметил, что трассировка второй кольцевой линии метро была заложена ещё в Генплане 1970 года. По его словам, «пассажирам нужны кольцевые направления», такие как БКЛ и запущенное в 2016 году МЦК. Если вновь построенная радиальная линия метро обслуживает, как правило, несколько районов, – подчеркнул Михаил Крестмейн, – то БКЛ «служит всей Москве, всем москвичам, создаёт альтернативные пути, позволяет сократить время движения». Постройка БКЛ позволит создать удобные поперечные связки между районами, когда пассажирам больше не нужно будет ехать в центр, чтобы добраться до соседней части города. Кроме того, в ходе проектирования и строительства БКЛ заложены технические решения, которые позволяют присоединить к новой кольцевой новые радиусы метро (Троицкую, Бирюлёвскую и Рублёво-Архангельскую – они затронут районы, ранее не охваченные метро.

Но самое важное в грядущем проекте, по мнению Михаила Крестмейна, – это встраивание московского метро в единую систему городского транспорта: «Большая кольцевая линия создаёт предпосылки для того, чтобы у нас возникла единая система скоростного рельсового транспорта. Чтобы пассажир брал билет, садился, и он уже не знал, едет он в метро, по железной дороге или по кольцу железной дороги. Он имеет удобные пересадки, один билет. Это колоссальный прорыв, который даёт именно Большая кольцевая линия».

Архитектор Андрей Асадов, глава архитектурного бюро Asadov продемонстрировал присутствующим, как станция метро может быть одновременно функциональным, безопасным и при этом красивым объектом, отражающим «дух места». Проект архитектурного бюро Asadov стал победителем международного открытого конкурса на выбор концепции оформления станции «Проспект Маршала Жукова» Рублево-Архангельской линии. В символике станции отражён подвиг народа в Великой Отечественной войне. За основу многих архитектурных элементов станции, в первую очередь, несущих колонн, был взят Орден Победы. Ряды колонн символизируют парадный строй солдат. Путевые стены украшены белой подсветкой, повторяющей перекрещенные столпы прожекторов над Москвой, а использованные в оформлении надземных вестибюлей красные пирамиды, напоминающие направление передвижения войск на карте, указывают путь вниз, на станцию.

А об архитектурном облике станции метро «Терехово» (западный участок БКЛ), где в настоящее время идет монтаж инженерных систем и параллельно выполняются отделочные работы, рассказала Юлия Бурдова, партнёр архитектурного бюро Buromoscow – именно по их эскизам строится эта станция (концепцию оформления также выбрали с помощью конкурса). Подземное пространство, по словам архитектора, традиционно ассоциируется с чем-то тёмным и мрачным, поэтому было решено использовать в оформлении светлые тона, по максимуму создавая эффект «воздушного» пространства. В отделке станции использовался достаточно инновационный для московской подземки материал – стеклофибробетон. На колоннах и стенах, отделанных фибробетоном, с помощью 3D-печати выгравированы силуэты людей – собирательный образ современного московского горожанина.

Тимур Башкаев, директор архитектурного бюро «АБТБ», акцентировал внимание на том, что московское метро обязательно должно сохранять своё своеобразие – этим оно отличается от метрополитенов западных стран, где станции являются чисто функциональными объектами. До сих пор метро воспринимается как уникальный исторический объект, как неповторимая среда со своими особенностями не только туристами, но и самими горожанами. «Нужно строить именно московское метро, со всеми его стилистическими особенностями» – утверждает эксперт. Архитектурное бюро «АБТБ» также стало победителем открытого национального конкурса на создание дизайн-проекта станции БКЛ «Мнёвники», открытой 1 апреля этого года (первая на БКЛ конкурсная станция). Тимур Башкаев считает весьма полезной традицию архитектурных конкурсов на дизайн станций метрополитена: ведь такие конкурсы дают, в том числе, возможность проявить себя и молодым командам архитекторов.

«Традиции – это не поклонение пеплу, а передача огня» – так образно завершил дискуссию Михаил Крестмейн, добавив, что у каждой эпохи метро своё лицо, и станции московского метрополитена должны сохранять свою неповторимую индивидуальность.

Эксперты, принимающие участие в мероприятии:
Асадов Андрей Александрович
Асадов Андрей Александрович
Руководитель архитектурного бюро ASADOV
Башкаев Тимур Истанович
Башкаев Тимур Истанович
Архитектор, основатель «Архитектурного бюро Тимура Башкаева» (бюро «АБТБ»)
Крестмейн Михаил Германович
Крестмейн Михаил Германович
Главный инженер ГАУ «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы».
Прошедшие мероприятия
4–5 октября 2022 г.
V Всероссийский форум «Лучшие продуктовые решения и тренды жилой недвижимости»
V Всероссийский форум «Лучшие продуктовые решения и тренды жилой недвижимости»
27–30 сентября 2022 г.
VII ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ОХРАНЫ ТРУДА
VII ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ОХРАНЫ ТРУДА
22–23 сентября 2022 г.
IV Международная научная конференция «Визуальная антропология – 2022. Исторический город: актуализация прошлого в перспективе будущего»
IV Международная научная конференция «Визуальная антропология – 2022. Исторический город: актуализация прошлого в перспективе будущего»
21 - 24 сентября 2022 г.
Международный форум
Kazan Digital Week – 2022
Международный форум
Kazan Digital Week – 2022
12-13 июля 2022 г.
Форум «Сообщество». Общественная палата Российской Федерации
Форум «Сообщество». Общественная палата Российской Федерации
7-10 июля 2022
Российская креативная неделя (Russian Creative Week)
Российская креативная неделя (Russian Creative Week)
С 15 по 18 июня 2022 г.
Панельная дискуссия «Общественное здоровье: вызовы времени». ПМЭФ 2022
Панельная дискуссия «Общественное здоровье: вызовы времени». ПМЭФ 2022
9 Июнь 2022
Сессия «Проекты, создающие рабочие места». АРХ МОСКВА 2022
Сессия «Проекты, создающие рабочие места». АРХ МОСКВА 2022