Интеграция транспортных систем Москвы: МЦК, Третий пересадочный контур, ТПУ

2016-11-02
14:00 - 17:00

2 ноября на площадке Института ВЦИОМ состоялась седьмая дискуссионная сессия Московского центра урбанистики «Город». За круглым столом встретились экономисты, урбанисты, девелоперы, представители общественных организаций, специалисты в области транспорта, представители НИиПИ Генплана Москвы, Москомархитектуры. Предметом обсуждения экспертов, бизнесменов и чиновников стала интеграция транспортных систем Москвы в свете запуска Московского Центрального Кольца, ввода в строй новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и строительства Третьего пересадочного контура метро (ТПК).

Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн обозначил три главных приоритета в развитии транспортной инфраструктуры столицы – приоритет пассажирского транспорта перед грузовым, приоритетное развитие всего общественного транспорта и развитие скоростного рельсового транспорта. В этом плане запуск МЦК стал настоящим революционным прорывом в решении наболевших проблем, связанных с дефицитом хордовых транспортных связей. Смещенное к северу МЦК, объединившись с расположенным южнее Третьим пересадочным контуром метро, образует огромную восьмерку и создает так необходимые москвичам «поперечные» связи. Более того, это редкий пример опережающего развития транспортной инфраструктуры, способствующего раскрытию потенциала прилегающих территорий.

Реализация этих проектов позволит вывести рабочие места из центра города и рекультивировать промзоны, – отметил начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев. Москва является уникальным мегаполисом, где общественным транспортом пользуется до 80% населения. Поэтому наша задача сделать так, чтобы расстояние от дома до остановки или станции метро составляло не более 1,5-2 км.

Участники дискуссии, отметив несомненный прогресс в развитии транспортной инфраструктуры столицы, основное внимание, тем не менее, уделили проблемам, возникающим в ходе реализации новых транспортных мегапроектов, и обсудили возможные пути их решения. Одной из таких проблем является эффективная интеграция МЦК с другими с другими видами уличного и внеуличного транспорта – метро, наземным городским транспортом, радиальными направлениями электричек.

Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, знакомя участников с результатами экспертного опроса, который проводился в преддверии круглого стола, назвал основные «болевые точки» Московского центрального кольца: слишком длинные переходы от станций МЦК до станций метро; новая транспортная артерия слабо интегрируется с линиями пригородного железнодорожного сообщения; ТПУ и прилегающие к ним территории требуют дальнейшего развития.

МЦК представляет собой не вновь построенный, а реконструированный объект, который ранее был нацелен исключительно на грузовые, а не пассажирские перевозки. Соответственно никакой интеграции с другими видами транспорта не планировалось, поэтому многие станции метро расположены на большом расстоянии от остановок МЦК, и перенести их ближе в большинстве случаев не представляется возможным. Во все новые объекты такая функция, конечно, заложена, пояснил Тимур Башкаев, главный архитектор проекта.

Кроме того, даже при наличии длинной пересадки с МЦК на метро, она будет делаться по принципу «сухие ноги», то есть в закрытом теплом контуре либо, как минимум, в чистом освещенном пространстве под навесом, – заверил Максим Васильев.
Однако, по мнению участников круглого стола, существуют проблемы интеграции МЦК и с другими транспортными системами, причем решение этих проблем не требует столь значительных затрат.

Заведующий кафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов отметил слабую увязку московского центрального кольца с магистральными маршрутами наземного транспорта – как общественного, так и коммерческих перевозчиков.

А Кирилл Янков, председатель правления «Союза пассажиров», рассказал о недостатках состыковки МЦК с пригородными направлениями электричек и внес свои предложения по их исправлению, в частности, переносу ряда платформ на 250-500 м ближе к станциям МЦК.

Помимо этого, перспективным направлением для Москвы может стать, по мнению сопредседателя межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александра Морозова, развитие легкого рельсового транспорта, например, скоростного трамвая, маршруты которого также должны быть увязаны с МЦК.

Наиболее горячую дискуссию вызвало обсуждение проектирования и функционала транспортно-пересадочных узлов.

Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина поделилась впечатлениями о токийском общественном транспорте и отметила, что московские транспортно-пересадочные узлы также должны стать мощными инфраструктурными центрами, которые не только соединяют различные виды транспорта, но и аккумулируют комплексные услуги для населения, в том числе торговлю. Только в этом случае общественный транспорт может стать альтернативой личному автотранспорту.

Тимур Башкаев полагает, что количество торговых точек вблизи пересадочных узлов должно быть дозировано, а упор необходимо делать на современные стандарты проектирования ТПУ и сохранение такой же высокой планки требований к качеству обслуживания пассажиров, которая была задана при реализации проекта МЦК.

Поискать альтернативы торговле, вычленить другие привлекательные аспекты городской среды и определить те резоны, ради которых горожанин поменяет свои привычные маршруты и начнет пользоваться новой транспортной артерией, предлагает руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ Кирилл Пузанов.

Своими наработками в области повышения логистической и экономической эффективности ТПУ поделился с участниками председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. Грамотно выстроенная логистика перемещения пассажиров на всем пути следования должна сочетаться с комфортной именно для данного транспортно-пересадочного узла средой потребления и услуг. В зависимости от места расположения и трафика в одних ТПУ может быть экономически оправдана малоформатная торговля, а вблизи других выгодно строить арендное жилье, офисы или гостиничный комплекс.

О включении территорий вблизи ТПУ в активное градостроительное использование говорил и Евгений Плисецкий, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Он также указал на необходимость комплексного исследования этих территорий для определения оптимального баланса между жилыми образованиями и местами приложения труда.

Прекрасным примером того, как на практике можно объединить все пожелания участников круглого стола, стала презентация реализуемого в настоящее время проекта ТПУ «Рязанская», которую представил руководитель этого проекта в ООО «Мосинжинвест» Антон Татарчук. ТПУ «Рязанская» станет одним из крупнейших: здесь будет точка пересечения МЦК и Третьего пересадочного контура (при этом объединяются сразу две станции метро), а также новая зонная станция для пригородных электричек и остановки наземного городского пассажирского транспорта. Пересадочный узел вместе с прилегающей территорией составляет единое комфортное пространство с насыщенной инфраструктурой: двухуровневая парковка, медицинские и образовательные центры, торговый центр, офисно-гостиничный комплекс и т.д.

[metaslider id=561]

Эксперты, принимающие участие в мероприятии:
Кирилл Вадимович Янков
Кирилл Вадимович Янков
Председатель МОО «Союз пассажиров», действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Антон Татарчук
Антон Татарчук
Руководитель проекта ТПУ «Рязанская» ООО «Мосинжинвест»
Кирилл Сергеевич Родин
Кирилл Сергеевич Родин
Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ
Кирилл Александрович Пузанов
Кирилл Александрович Пузанов
Руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ
Евгений Евгеньевич Плисецкий
Евгений Евгеньевич Плисецкий
Заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ
Александр Сергеевич Морозов
Александр Сергеевич Морозов
Сопредседатель Межрегионального общественного движения «Город и транспорт»
Михаил Германович Крестмейн
Михаил Германович Крестмейн
И.о. директора института Генплана Москвы, кандидат технических наук
Денис Александрович Колокольников
Денис Александрович Колокольников
Председатель совета директоров группы компаний RRG
Ирина Николаевна Ильина
Ирина Николаевна Ильина
Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ, Доктор экономических наук
Тимур Башкаев
Тимур Башкаев
Главный архитектор АМ "АБТБ"
Прошедшие мероприятия
17 Февраль 2021
Вебинар «Города в пространстве постглобального мира». Серия научных вебинаров «Актуальные тренды социальной динамики».
Вебинар «Города в пространстве постглобального мира». Серия научных вебинаров «Актуальные тренды социальной динамики».
В рамках серии научных вебинаров «Актуальные тренды социальной динамики» 12 февраля 2021 г. прошел вебинар «Города в пространстве постглобального мира» Основные вопросы, обсуждаемые на вебинаре: Социальные, социокультурные и социально-экономические аспекты развития современных городов. Будущее современных мегаполисов в осмыслении ученых и практиков. Малые города и возможности их развития. Города в системе миграционных потоков. Город и село […]
27 Январь 2021
ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «БОЛЬШАЯ МОСКВА – НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»
ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «БОЛЬШАЯ МОСКВА – НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»
27 января 2021 года в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему ключевых градостроительных решений в присоединенных округах. Будут подведены промежуточные итоги и озвучены перспективы развития Новой Москвы. Встреча прошла в смешанном формате: спикеры в студии и по видеосвязи представили доклады о проделанной работе, достигнутых результатах и планах на будущее по развитию ТиНАО. Начинать новый год Новой […]
14 Декабрь 2020
Семинар «Ярмарка Смыслов (семантика, искусственный интеллект, симуляции, сознание)»
Семинар «Ярмарка Смыслов (семантика, искусственный интеллект, симуляции, сознание)»
15 декабря в ВШЭ прошел семинар  «Ярмарка Смыслов (семантика, искусственный интеллект, симуляции, сознание)». В ходе семинара были рассмотрены как вопросы создания систем для анализа и формирования смыслов, так и вопросы анализа и формирования смыслов , в том числе, вопросы, касающиеся информационных структур, представляющих смысл. Программный комитет 1. Курдюмов В.С. Сретенский клуб, Москва 2. De Spigeleire Stephan, главный […]
2 Декабрь 2020
V Международный форум университетских городов
V Международный форум университетских городов
Пятый юбилейный Форум университетских городов «Город-университет: цифровые vs реальные сообщества и пространства» проходил 02-04.12.2020 и был посвящен переосмыслению задач, которые цифровая трансформация ставит перед современным образованием и наукой. Формирующиеся тренды дают надежду на появление нового мировоззрения в отношении высшего образования — свободного от социального расслоения, цифрового неравенства и расизма. Миссией университета, помимо производства и трансляции знаний, становится формирование новых […]
26 Ноябрь 2020
Конференция РАПН «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ»
Конференция РАПН «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ»
В Моске 27-28 ноября 2020 г. Российская ассоциация политической науки совместно с Московским педагогическим государственным университетом (Институт истории и политики) провела Ежегодную всероссийскую научную конференцию с международным участием «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы». Цель конференции – способствовать разработке в российской политической науке проблематики представительства и публичной власти в условиях их трансформации,  а также внедрению  […]
23 Ноябрь 2020
Круглый стол «Строительная отрасль в условиях пандемии. Риски и новые возможности»
Круглый стол «Строительная отрасль в условиях пандемии. Риски и новые возможности»
25 ноября 2020 года прошла экспертная онлайн-конференция «Строительная отрасль в условиях пандемии: риски и возможности». Открыл сессию глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарев, который рассказал о строительстве инфекционного госпиталя в Вороновском на территории Новой Москвы. Он также заявил, что город сохранит тренд на строительство медицинских объектов и на развитие транспортной инфраструктуры. В ходе дискуссии генеральный директор ВЦИОМ […]
28 Октябрь 2020
Федеральный саммит по недвижимости PRO Development в Республике Татарстан
Федеральный саммит по недвижимости PRO Development в Республике Татарстан
PROEstate Events и учебный центр Academy of Real Estate, при поддержке Российской гильдии управляющих и девелоперов провели 30 октября 2020 г. Федеральный саммит по недвижимости – PRO Development в Республике Татарстан (Казань, конференц-зал Технополиса “Химград”). Федеральный саммит по недвижимости PRO Development – проект, ориентированный на обсуждение локальных проблем и перспектив развития градостроительной отрасли в регионах России. […]
21 Октябрь 2020
Всероссийская научная конференция с международным участием «Политика развития в условиях цифровизации общества»
Всероссийская научная конференция с международным участием «Политика развития в условиях цифровизации общества»
22-23 октября 2020 г. в Краснодаре состоится Всероссийской научной конференции с международным участием «Политика развития в условиях цифровизации общества». Организаторами мероприятия выступают Российская ассоциация политической науки, кафедра государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета и НОЦ «Публичная политика и гражданское общество». Конференция будет проходить в режиме онлайн. Мероприятие проводится при финансовой поддержке Российского фонда […]