Интеграция транспортных систем Москвы: МЦК, Третий пересадочный контур, ТПУ

2016-11-02
14:00 - 17:00

2 ноября на площадке Института ВЦИОМ состоялась седьмая дискуссионная сессия Московского центра урбанистики «Город». За круглым столом встретились экономисты, урбанисты, девелоперы, представители общественных организаций, специалисты в области транспорта, представители НИиПИ Генплана Москвы, Москомархитектуры. Предметом обсуждения экспертов, бизнесменов и чиновников стала интеграция транспортных систем Москвы в свете запуска Московского Центрального Кольца, ввода в строй новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и строительства Третьего пересадочного контура метро (ТПК).

Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн обозначил три главных приоритета в развитии транспортной инфраструктуры столицы – приоритет пассажирского транспорта перед грузовым, приоритетное развитие всего общественного транспорта и развитие скоростного рельсового транспорта. В этом плане запуск МЦК стал настоящим революционным прорывом в решении наболевших проблем, связанных с дефицитом хордовых транспортных связей. Смещенное к северу МЦК, объединившись с расположенным южнее Третьим пересадочным контуром метро, образует огромную восьмерку и создает так необходимые москвичам «поперечные» связи. Более того, это редкий пример опережающего развития транспортной инфраструктуры, способствующего раскрытию потенциала прилегающих территорий.

Реализация этих проектов позволит вывести рабочие места из центра города и рекультивировать промзоны, – отметил начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев. Москва является уникальным мегаполисом, где общественным транспортом пользуется до 80% населения. Поэтому наша задача сделать так, чтобы расстояние от дома до остановки или станции метро составляло не более 1,5-2 км.

Участники дискуссии, отметив несомненный прогресс в развитии транспортной инфраструктуры столицы, основное внимание, тем не менее, уделили проблемам, возникающим в ходе реализации новых транспортных мегапроектов, и обсудили возможные пути их решения. Одной из таких проблем является эффективная интеграция МЦК с другими с другими видами уличного и внеуличного транспорта – метро, наземным городским транспортом, радиальными направлениями электричек.

Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, знакомя участников с результатами экспертного опроса, который проводился в преддверии круглого стола, назвал основные «болевые точки» Московского центрального кольца: слишком длинные переходы от станций МЦК до станций метро; новая транспортная артерия слабо интегрируется с линиями пригородного железнодорожного сообщения; ТПУ и прилегающие к ним территории требуют дальнейшего развития.

МЦК представляет собой не вновь построенный, а реконструированный объект, который ранее был нацелен исключительно на грузовые, а не пассажирские перевозки. Соответственно никакой интеграции с другими видами транспорта не планировалось, поэтому многие станции метро расположены на большом расстоянии от остановок МЦК, и перенести их ближе в большинстве случаев не представляется возможным. Во все новые объекты такая функция, конечно, заложена, пояснил Тимур Башкаев, главный архитектор проекта.

Кроме того, даже при наличии длинной пересадки с МЦК на метро, она будет делаться по принципу «сухие ноги», то есть в закрытом теплом контуре либо, как минимум, в чистом освещенном пространстве под навесом, – заверил Максим Васильев.
Однако, по мнению участников круглого стола, существуют проблемы интеграции МЦК и с другими транспортными системами, причем решение этих проблем не требует столь значительных затрат.

Заведующий кафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов отметил слабую увязку московского центрального кольца с магистральными маршрутами наземного транспорта – как общественного, так и коммерческих перевозчиков.

А Кирилл Янков, председатель правления «Союза пассажиров», рассказал о недостатках состыковки МЦК с пригородными направлениями электричек и внес свои предложения по их исправлению, в частности, переносу ряда платформ на 250-500 м ближе к станциям МЦК.

Помимо этого, перспективным направлением для Москвы может стать, по мнению сопредседателя межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александра Морозова, развитие легкого рельсового транспорта, например, скоростного трамвая, маршруты которого также должны быть увязаны с МЦК.

Наиболее горячую дискуссию вызвало обсуждение проектирования и функционала транспортно-пересадочных узлов.

Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина поделилась впечатлениями о токийском общественном транспорте и отметила, что московские транспортно-пересадочные узлы также должны стать мощными инфраструктурными центрами, которые не только соединяют различные виды транспорта, но и аккумулируют комплексные услуги для населения, в том числе торговлю. Только в этом случае общественный транспорт может стать альтернативой личному автотранспорту.

Тимур Башкаев полагает, что количество торговых точек вблизи пересадочных узлов должно быть дозировано, а упор необходимо делать на современные стандарты проектирования ТПУ и сохранение такой же высокой планки требований к качеству обслуживания пассажиров, которая была задана при реализации проекта МЦК.

Поискать альтернативы торговле, вычленить другие привлекательные аспекты городской среды и определить те резоны, ради которых горожанин поменяет свои привычные маршруты и начнет пользоваться новой транспортной артерией, предлагает руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ Кирилл Пузанов.

Своими наработками в области повышения логистической и экономической эффективности ТПУ поделился с участниками председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. Грамотно выстроенная логистика перемещения пассажиров на всем пути следования должна сочетаться с комфортной именно для данного транспортно-пересадочного узла средой потребления и услуг. В зависимости от места расположения и трафика в одних ТПУ может быть экономически оправдана малоформатная торговля, а вблизи других выгодно строить арендное жилье, офисы или гостиничный комплекс.

О включении территорий вблизи ТПУ в активное градостроительное использование говорил и Евгений Плисецкий, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Он также указал на необходимость комплексного исследования этих территорий для определения оптимального баланса между жилыми образованиями и местами приложения труда.

Прекрасным примером того, как на практике можно объединить все пожелания участников круглого стола, стала презентация реализуемого в настоящее время проекта ТПУ «Рязанская», которую представил руководитель этого проекта в ООО «Мосинжинвест» Антон Татарчук. ТПУ «Рязанская» станет одним из крупнейших: здесь будет точка пересечения МЦК и Третьего пересадочного контура (при этом объединяются сразу две станции метро), а также новая зонная станция для пригородных электричек и остановки наземного городского пассажирского транспорта. Пересадочный узел вместе с прилегающей территорией составляет единое комфортное пространство с насыщенной инфраструктурой: двухуровневая парковка, медицинские и образовательные центры, торговый центр, офисно-гостиничный комплекс и т.д.

[metaslider id=561]

Эксперты, принимающие участие в мероприятии:
Ильина Ирина Николаевна
Ильина Ирина Николаевна
Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ, Доктор экономических наук
Башкаев Тимур Истанович
Башкаев Тимур Истанович
Архитектор, основатель «Архитектурного бюро Тимура Башкаева» (бюро «АБТБ»)
Крестмейн Михаил Германович
Крестмейн Михаил Германович
Главный инженер ГАУ «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы».
Родин Кирилл Сергеевич
Родин Кирилл Сергеевич
Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ
Прошедшие мероприятия
14 - 15 марта 2023 г.
Всероссийский форум «Здоровые города: единство власти, бизнеса, науки и общества в достижении национальных целей развития»
Всероссийский форум «Здоровые города: единство власти, бизнеса, науки и общества в достижении национальных целей развития»
13 Март 2023
Экспертный круглый стол «Технологии «умного города» для развития индустрии гостеприимства». Международная туристическая выставка «ИНТУРМАРКЕТ»
Экспертный круглый стол «Технологии «умного города» для развития индустрии гостеприимства». Международная туристическая выставка «ИНТУРМАРКЕТ»
2 Март 2023
28 Форум «Технологии и безопасность» 2023
28 Форум «Технологии и безопасность» 2023
28 января 2023 года
Зимняя школа «Социология города и урбанистика»
Зимняя школа «Социология города и урбанистика»
с 27 до 28 января 2023 года
Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: новые вызовы»
Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: новые вызовы»
Мероприятие партнеров
15 Декабрь 2022
Всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города»
Всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города»
1 Декабрь 2022
II Конгресс молодых ученых. Сессия «Новые технологии для общественного здоровья»
II Конгресс молодых ученых. Сессия «Новые технологии для общественного здоровья»
23 Ноябрь 2022
Пресс-брифинг «Снижение административных барьеров в строительстве: практика города Москвы»
Пресс-брифинг «Снижение административных барьеров в строительстве: практика города Москвы»