Интеграция транспортных систем Москвы: МЦК, Третий пересадочный контур, ТПУ

2016-11-02
14:00 - 17:00

2 ноября на площадке Института ВЦИОМ состоялась седьмая дискуссионная сессия Московского центра урбанистики «Город». За круглым столом встретились экономисты, урбанисты, девелоперы, представители общественных организаций, специалисты в области транспорта, представители НИиПИ Генплана Москвы, Москомархитектуры. Предметом обсуждения экспертов, бизнесменов и чиновников стала интеграция транспортных систем Москвы в свете запуска Московского Центрального Кольца, ввода в строй новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и строительства Третьего пересадочного контура метро (ТПК).

Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн обозначил три главных приоритета в развитии транспортной инфраструктуры столицы – приоритет пассажирского транспорта перед грузовым, приоритетное развитие всего общественного транспорта и развитие скоростного рельсового транспорта. В этом плане запуск МЦК стал настоящим революционным прорывом в решении наболевших проблем, связанных с дефицитом хордовых транспортных связей. Смещенное к северу МЦК, объединившись с расположенным южнее Третьим пересадочным контуром метро, образует огромную восьмерку и создает так необходимые москвичам «поперечные» связи. Более того, это редкий пример опережающего развития транспортной инфраструктуры, способствующего раскрытию потенциала прилегающих территорий.

Реализация этих проектов позволит вывести рабочие места из центра города и рекультивировать промзоны, – отметил начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев. Москва является уникальным мегаполисом, где общественным транспортом пользуется до 80% населения. Поэтому наша задача сделать так, чтобы расстояние от дома до остановки или станции метро составляло не более 1,5-2 км.

Участники дискуссии, отметив несомненный прогресс в развитии транспортной инфраструктуры столицы, основное внимание, тем не менее, уделили проблемам, возникающим в ходе реализации новых транспортных мегапроектов, и обсудили возможные пути их решения. Одной из таких проблем является эффективная интеграция МЦК с другими с другими видами уличного и внеуличного транспорта – метро, наземным городским транспортом, радиальными направлениями электричек.

Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, знакомя участников с результатами экспертного опроса, который проводился в преддверии круглого стола, назвал основные «болевые точки» Московского центрального кольца: слишком длинные переходы от станций МЦК до станций метро; новая транспортная артерия слабо интегрируется с линиями пригородного железнодорожного сообщения; ТПУ и прилегающие к ним территории требуют дальнейшего развития.

МЦК представляет собой не вновь построенный, а реконструированный объект, который ранее был нацелен исключительно на грузовые, а не пассажирские перевозки. Соответственно никакой интеграции с другими видами транспорта не планировалось, поэтому многие станции метро расположены на большом расстоянии от остановок МЦК, и перенести их ближе в большинстве случаев не представляется возможным. Во все новые объекты такая функция, конечно, заложена, пояснил Тимур Башкаев, главный архитектор проекта.

Кроме того, даже при наличии длинной пересадки с МЦК на метро, она будет делаться по принципу «сухие ноги», то есть в закрытом теплом контуре либо, как минимум, в чистом освещенном пространстве под навесом, – заверил Максим Васильев.
Однако, по мнению участников круглого стола, существуют проблемы интеграции МЦК и с другими транспортными системами, причем решение этих проблем не требует столь значительных затрат.

Заведующий кафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов отметил слабую увязку московского центрального кольца с магистральными маршрутами наземного транспорта – как общественного, так и коммерческих перевозчиков.

А Кирилл Янков, председатель правления «Союза пассажиров», рассказал о недостатках состыковки МЦК с пригородными направлениями электричек и внес свои предложения по их исправлению, в частности, переносу ряда платформ на 250-500 м ближе к станциям МЦК.

Помимо этого, перспективным направлением для Москвы может стать, по мнению сопредседателя межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александра Морозова, развитие легкого рельсового транспорта, например, скоростного трамвая, маршруты которого также должны быть увязаны с МЦК.

Наиболее горячую дискуссию вызвало обсуждение проектирования и функционала транспортно-пересадочных узлов.

Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина поделилась впечатлениями о токийском общественном транспорте и отметила, что московские транспортно-пересадочные узлы также должны стать мощными инфраструктурными центрами, которые не только соединяют различные виды транспорта, но и аккумулируют комплексные услуги для населения, в том числе торговлю. Только в этом случае общественный транспорт может стать альтернативой личному автотранспорту.

Тимур Башкаев полагает, что количество торговых точек вблизи пересадочных узлов должно быть дозировано, а упор необходимо делать на современные стандарты проектирования ТПУ и сохранение такой же высокой планки требований к качеству обслуживания пассажиров, которая была задана при реализации проекта МЦК.

Поискать альтернативы торговле, вычленить другие привлекательные аспекты городской среды и определить те резоны, ради которых горожанин поменяет свои привычные маршруты и начнет пользоваться новой транспортной артерией, предлагает руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ Кирилл Пузанов.

Своими наработками в области повышения логистической и экономической эффективности ТПУ поделился с участниками председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. Грамотно выстроенная логистика перемещения пассажиров на всем пути следования должна сочетаться с комфортной именно для данного транспортно-пересадочного узла средой потребления и услуг. В зависимости от места расположения и трафика в одних ТПУ может быть экономически оправдана малоформатная торговля, а вблизи других выгодно строить арендное жилье, офисы или гостиничный комплекс.

О включении территорий вблизи ТПУ в активное градостроительное использование говорил и Евгений Плисецкий, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Он также указал на необходимость комплексного исследования этих территорий для определения оптимального баланса между жилыми образованиями и местами приложения труда.

Прекрасным примером того, как на практике можно объединить все пожелания участников круглого стола, стала презентация реализуемого в настоящее время проекта ТПУ «Рязанская», которую представил руководитель этого проекта в ООО «Мосинжинвест» Антон Татарчук. ТПУ «Рязанская» станет одним из крупнейших: здесь будет точка пересечения МЦК и Третьего пересадочного контура (при этом объединяются сразу две станции метро), а также новая зонная станция для пригородных электричек и остановки наземного городского пассажирского транспорта. Пересадочный узел вместе с прилегающей территорией составляет единое комфортное пространство с насыщенной инфраструктурой: двухуровневая парковка, медицинские и образовательные центры, торговый центр, офисно-гостиничный комплекс и т.д.

[metaslider id=561]

Эксперты, принимающие участие в мероприятии:
Кирилл Вадимович Янков
Кирилл Вадимович Янков
Председатель МОО «Союз пассажиров», действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Антон Татарчук
Антон Татарчук
Руководитель проекта ТПУ «Рязанская» ООО «Мосинжинвест»
Кирилл Сергеевич Родин
Кирилл Сергеевич Родин
Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ
Кирилл Александрович Пузанов
Кирилл Александрович Пузанов
Руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ
Евгений Евгеньевич Плисецкий
Евгений Евгеньевич Плисецкий
Заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ
Александр Сергеевич Морозов
Александр Сергеевич Морозов
Сопредседатель Межрегионального общественного движения «Город и транспорт»
Михаил Германович Крестмейн
Михаил Германович Крестмейн
И.о. директора института Генплана Москвы, кандидат технических наук
Денис Александрович Колокольников
Денис Александрович Колокольников
Председатель совета директоров группы компаний RRG
Ирина Николаевна Ильина
Ирина Николаевна Ильина
Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ, Доктор экономических наук
Тимур Башкаев
Тимур Башкаев
Главный архитектор АМ "АБТБ"
Прошедшие мероприятия
4 Июнь 2021
 Дискуссия «Новая Москва – пространство для жизни». АРХ МОСКВА 2021
 Дискуссия «Новая Москва – пространство для жизни». АРХ МОСКВА 2021
В рамках выставки АРХ Москва-2021 прошла дискуссия «Новая Москва – пространство для жизни». Новая Москва – совместный проект инвесторов и правительства Москвы по расширению территории города за счёт территорий Московской области. Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы отметил, что строительство в Новой Москве ведётся вокруг человека и его потребностей: «Человекоцентризм и комфортная […]
5 Июнь 2021
Сессии «Здоровьесберегающая среда в контексте социально-экономического развития». Петербургский международный экономический форум.
Сессии «Здоровьесберегающая среда в контексте социально-экономического развития». Петербургский международный экономический форум.
В минувшие выходные в Петербурге завершился Международный экономический форум. На сессии «Здоровьесберегающая среда в контексте социально-экономического развития» модератор  Алексей Расходчиков отметил важность общественного здоровья и благоприятной городской среды, поскольку фундаментальными факторами развития общества служат уровень здоровья и естественный прирост населения, индексы социального благополучия и инвестиции в человеческий капитал. Тема здоровья была отмечена и на других […]
3 Июнь 2021
Дискуссия «Большая кольцевая линия метро: от идеи до воплощения». АРХ МОСКВА 2021
Дискуссия «Большая кольцевая линия метро: от идеи до воплощения». АРХ МОСКВА 2021
Международная выставка архитектуры и дизайна «АрхМосква» всегда была и остаётся площадкой для обсуждения новейших трендов развития столицы. На этот раз темой разговора стал один из самых масштабных и амбициозных проектов транспортного развития Москвы – Большая кольцевая линия (БКЛ) московского метрополитена протяженностью 70 км. В 1950-е годы открытие первого метрокольца стало мощным импульсом для развития прилегающих […]
3 Июнь 2021
Дискуссия «Здоровый город: как пандемия формирует новые ориентиры в градостроительстве». АРХ МОСКВА 2021
Дискуссия «Здоровый город: как пандемия формирует новые ориентиры в градостроительстве». АРХ МОСКВА 2021
Как будут развиваться города после пандемии Всю пандемию по всей планете на разных языках рефреном звучало, что, пройдя это непростое испытание, «мир не будет прежним». Пережитый коллективный опыт скажется на всем: от перераспределения транспортных и людских потоков до системы управления городов. Так, в разных вариациях, это было в каждую масштабную эпидемию. Открывая дискуссию, сопредседатель Фонда […]
3 Июнь 2021
Международный форум «Здоровые города. Здоровое питание детям».
Международный форум «Здоровые города. Здоровое питание детям».
С 1 по 3 июня 2021 г. в Казани проходил Международный форум «Здоровые города. Здоровое питание детям», где особое внимание было уделено здоровому питанию детей, их пищевым привычкам и созданию здоровой городской среды. Организаторами форума выступили Мэрия Казани совместно с Министерством здравоохранения республики Татарстан, Ассоциацией «Здоровые города, районы и поселки» и АО «Департамент продовольствия и […]
21 Май 2021
Круглый стол «Здоровые города: новое качество жизни как драйвер пространственного развития». XI МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРУШИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Круглый стол «Здоровые города: новое качество жизни как драйвер пространственного развития». XI МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРУШИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
21 мая в рамках IX Грушинской конференции прошёл круглый стол «Здоровые города: новое качество жизни как драйвер пространственного развития». При планировании здоровой городской среды очень важно ориентироваться на человека и на то, что влияет на его комфортные ощущения в городе. Спикеры круглого стола, исследователи, профессоры и преподаватели в области социологии, экономики, архитектуры и городского планирования, […]
27 Апрель 2021
Дискуссия «Общественное здоровье и градостроительные решения: опыт реализации инфраструктурных проектов в период пандемии»
Дискуссия «Общественное здоровье и градостроительные решения: опыт реализации инфраструктурных проектов в период пандемии»
В пресс-центре агентства «Россия сегодня» состоялась дискуссия «Общественное здоровье и градостроительные решения: опыт реализации инфраструктурных проектов в период пандемии». Российские и иностранные эксперты обсудили подход Urban Health, ориентированный на развитие здоровой городской среды, а также высказали свое мнение о том, как защитить жителя города от негативных факторов и создать благоприятную для общественного здоровья среду и […]
1 Апрель 2021
Экспертный круглый стол: «Внутренний туризм: комплексный подход и пространственное развитие территорий»
Экспертный круглый стол: «Внутренний туризм: комплексный подход и пространственное развитие территорий»
В столичном «Экспоцентре» на Красной Пресне 1 апреля 2021 года прошла XVI Международная выставка «Интурмаркет». Учитывая условия пандемии и частичное закрытие границ, лейтмотивом форума стали темы развития туриндустрии внутри страны, а также старт профильного национального проекта. В рамках деловой программы особое внимание было уделено вопросам привлечения инвесторов и развития соответствующей региональной инфраструктуры. Выставка «Интурмаркет» традиционно […]