Интеграция транспортных систем Москвы: МЦК, Третий пересадочный контур, ТПУ

2016-11-02
14:00 - 17:00

2 ноября на площадке Института ВЦИОМ состоялась седьмая дискуссионная сессия Московского центра урбанистики «Город». За круглым столом встретились экономисты, урбанисты, девелоперы, представители общественных организаций, специалисты в области транспорта, представители НИиПИ Генплана Москвы, Москомархитектуры. Предметом обсуждения экспертов, бизнесменов и чиновников стала интеграция транспортных систем Москвы в свете запуска Московского Центрального Кольца, ввода в строй новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и строительства Третьего пересадочного контура метро (ТПК).

Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн обозначил три главных приоритета в развитии транспортной инфраструктуры столицы – приоритет пассажирского транспорта перед грузовым, приоритетное развитие всего общественного транспорта и развитие скоростного рельсового транспорта. В этом плане запуск МЦК стал настоящим революционным прорывом в решении наболевших проблем, связанных с дефицитом хордовых транспортных связей. Смещенное к северу МЦК, объединившись с расположенным южнее Третьим пересадочным контуром метро, образует огромную восьмерку и создает так необходимые москвичам «поперечные» связи. Более того, это редкий пример опережающего развития транспортной инфраструктуры, способствующего раскрытию потенциала прилегающих территорий.

Реализация этих проектов позволит вывести рабочие места из центра города и рекультивировать промзоны, – отметил начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев. Москва является уникальным мегаполисом, где общественным транспортом пользуется до 80% населения. Поэтому наша задача сделать так, чтобы расстояние от дома до остановки или станции метро составляло не более 1,5-2 км.

Участники дискуссии, отметив несомненный прогресс в развитии транспортной инфраструктуры столицы, основное внимание, тем не менее, уделили проблемам, возникающим в ходе реализации новых транспортных мегапроектов, и обсудили возможные пути их решения. Одной из таких проблем является эффективная интеграция МЦК с другими с другими видами уличного и внеуличного транспорта – метро, наземным городским транспортом, радиальными направлениями электричек.

Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, знакомя участников с результатами экспертного опроса, который проводился в преддверии круглого стола, назвал основные «болевые точки» Московского центрального кольца: слишком длинные переходы от станций МЦК до станций метро; новая транспортная артерия слабо интегрируется с линиями пригородного железнодорожного сообщения; ТПУ и прилегающие к ним территории требуют дальнейшего развития.

МЦК представляет собой не вновь построенный, а реконструированный объект, который ранее был нацелен исключительно на грузовые, а не пассажирские перевозки. Соответственно никакой интеграции с другими видами транспорта не планировалось, поэтому многие станции метро расположены на большом расстоянии от остановок МЦК, и перенести их ближе в большинстве случаев не представляется возможным. Во все новые объекты такая функция, конечно, заложена, пояснил Тимур Башкаев, главный архитектор проекта.

Кроме того, даже при наличии длинной пересадки с МЦК на метро, она будет делаться по принципу «сухие ноги», то есть в закрытом теплом контуре либо, как минимум, в чистом освещенном пространстве под навесом, – заверил Максим Васильев.
Однако, по мнению участников круглого стола, существуют проблемы интеграции МЦК и с другими транспортными системами, причем решение этих проблем не требует столь значительных затрат.

Заведующий кафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов отметил слабую увязку московского центрального кольца с магистральными маршрутами наземного транспорта – как общественного, так и коммерческих перевозчиков.

А Кирилл Янков, председатель правления «Союза пассажиров», рассказал о недостатках состыковки МЦК с пригородными направлениями электричек и внес свои предложения по их исправлению, в частности, переносу ряда платформ на 250-500 м ближе к станциям МЦК.

Помимо этого, перспективным направлением для Москвы может стать, по мнению сопредседателя межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александра Морозова, развитие легкого рельсового транспорта, например, скоростного трамвая, маршруты которого также должны быть увязаны с МЦК.

Наиболее горячую дискуссию вызвало обсуждение проектирования и функционала транспортно-пересадочных узлов.

Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина поделилась впечатлениями о токийском общественном транспорте и отметила, что московские транспортно-пересадочные узлы также должны стать мощными инфраструктурными центрами, которые не только соединяют различные виды транспорта, но и аккумулируют комплексные услуги для населения, в том числе торговлю. Только в этом случае общественный транспорт может стать альтернативой личному автотранспорту.

Тимур Башкаев полагает, что количество торговых точек вблизи пересадочных узлов должно быть дозировано, а упор необходимо делать на современные стандарты проектирования ТПУ и сохранение такой же высокой планки требований к качеству обслуживания пассажиров, которая была задана при реализации проекта МЦК.

Поискать альтернативы торговле, вычленить другие привлекательные аспекты городской среды и определить те резоны, ради которых горожанин поменяет свои привычные маршруты и начнет пользоваться новой транспортной артерией, предлагает руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ Кирилл Пузанов.

Своими наработками в области повышения логистической и экономической эффективности ТПУ поделился с участниками председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. Грамотно выстроенная логистика перемещения пассажиров на всем пути следования должна сочетаться с комфортной именно для данного транспортно-пересадочного узла средой потребления и услуг. В зависимости от места расположения и трафика в одних ТПУ может быть экономически оправдана малоформатная торговля, а вблизи других выгодно строить арендное жилье, офисы или гостиничный комплекс.

О включении территорий вблизи ТПУ в активное градостроительное использование говорил и Евгений Плисецкий, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Он также указал на необходимость комплексного исследования этих территорий для определения оптимального баланса между жилыми образованиями и местами приложения труда.

Прекрасным примером того, как на практике можно объединить все пожелания участников круглого стола, стала презентация реализуемого в настоящее время проекта ТПУ «Рязанская», которую представил руководитель этого проекта в ООО «Мосинжинвест» Антон Татарчук. ТПУ «Рязанская» станет одним из крупнейших: здесь будет точка пересечения МЦК и Третьего пересадочного контура (при этом объединяются сразу две станции метро), а также новая зонная станция для пригородных электричек и остановки наземного городского пассажирского транспорта. Пересадочный узел вместе с прилегающей территорией составляет единое комфортное пространство с насыщенной инфраструктурой: двухуровневая парковка, медицинские и образовательные центры, торговый центр, офисно-гостиничный комплекс и т.д.

[metaslider id=561]

Эксперты, принимающие участие в мероприятии:
Янков Кирилл Вадимович
Янков Кирилл Вадимович
Председатель МОО «Союз пассажиров», действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Татарчук Антон
Татарчук Антон
Руководитель проекта ТПУ «Рязанская» ООО «Мосинжинвест»
Родин Кирилл Сергеевич
Родин Кирилл Сергеевич
Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ
Пузанов Кирилл Александрович
Пузанов Кирилл Александрович
Руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ
Плисецкий Евгений Евгеньевич
Плисецкий Евгений Евгеньевич
Заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ
Морозов Александр Сергеевич
Морозов Александр Сергеевич
Сопредседатель Межрегионального общественного движения «Город и транспорт»
Крестмейн Михаил Германович
Крестмейн Михаил Германович
И.о. директора института Генплана Москвы, кандидат технических наук
Колокольников Денис Александрович
Колокольников Денис Александрович
Председатель совета директоров группы компаний RRG
Ильина Ирина Николаевна
Ильина Ирина Николаевна
Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ, Доктор экономических наук
Башкаев Тимур Истанович
Башкаев Тимур Истанович
Главный архитектор АМ "АБТБ"
Прошедшие мероприятия
27 Январь 2022
Рождественский саммит 2021. Итоги и тенденции развития рынка недвижимости.
Рождественский саммит 2021. Итоги и тенденции развития рынка недвижимости.
Рождественский саммит – ежегодная традиционная встреча профессионалов рынка недвижимости в начале нового экономического периода. Подведение итогов года – ключевая задача мероприятия. Программа Рождественского саммита даёт возможность обсудить результаты ушедшего года, построить планы на следующие 12 месяцев, встретиться с коллегами и получить новые контакты. В саммите примут участия топ-менеджеры девелоперских и строительных компаний, инвесторы и владельцы […]
14 Январь 2022
Экспертная дискуссия «Хрупкость социальной стабильности: опыт Казахстана».
Экспертная дискуссия «Хрупкость социальной стабильности: опыт Казахстана».
14 января в 12:00 на площадке пресс-центра ТАСС состоится экспертная дискуссия ВЦИОМ «Хрупкость социальной стабильности: опыт Казахстана». Стремительно развивающиеся события в Казахстане в очередной раз продемонстрировали хрупкость социальной стабильности и государственности. Кризис легитимности власти в стране, из локальных протестов вылившийся в вооруженное противостояние, породил множество вопросов. Было ли недовольство экономическим положением причиной волнений, или же […]
21 Декабрь 2021 / 14:00
Методологический семинар «Социально обоснованное градоустройство. Теоретические перспективы социологии в управлении развитием города»
Методологический семинар «Социально обоснованное градоустройство. Теоретические перспективы социологии в управлении развитием города»
Организаторы: Институт государственной службы и управления РАНХиГС, Центр социологии управления и социальных технологий, Центр региональной социологии и конфликтологии Института социологии ФНИСЦ РАН, Центр поддержки исследований РАНХиГС. Государственная политика регионального развития предполагает стимулирование процессов и повышение уровня урбанизации субъектов Федерации. В перспективе ожидается очередное усложнение её проявлений и форм, дальнейший рост доли городского населения. Городские сообщества как […]
18 Декабрь 2021
Панельная дискуссия: «ПРАВО НА ГОРОД»: актуальность и современная интерпретация легендарной теории
Панельная дискуссия: «ПРАВО НА ГОРОД»: актуальность и современная интерпретация легендарной теории
Панельная дискуссия в рамках конференции к 120-летию со дня рождения французского социолога и философа Анри Лефевра. Поводом для виртуального «круглого стола», ставшего площадкой для дискуссии социологов, урбанистов и политиков, стала юбилейная дата, посвященная Дню Рождения теоретика  неомарксизма,  профессора философии и видного политического деятеля Анри Лефевра. Он является автором базовой социологической концепции «право на город».Ее декларация […]
17 Декабрь 2021
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ», посвященная Году науки и технологий РФ
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ», посвященная Году науки и технологий РФ
17 декабря 2021 г., в г. Москва пройдет Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ», посвященная Году науки и технологий РФ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: Совершенствование управления спортивно-оздоровительным туризмом в России. Обеспечение безопасности при организации и проведении массовых спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий, туристских походов, экспедиций, лагерей. Методики и […]
14 Декабрь 2021
V Международный медицинский инвестиционный форум (ММИФ-2021)
V Международный медицинский инвестиционный форум (ММИФ-2021)
Форум состоится при взаимодействии Комитета Совета Федерации по социальной политике и Первого МГМУ им И.М. Сеченова. Темы Конгресса: Инвестиции в здравоохранение — инвестиции в будущее; Инвестиции в развитие инфраструктуры здравоохранения; Государственное инвестирование в обеспечение безопасности в здравоохранении и в подготовку новых кадров для медицины будущего; От научной идеи к инвестиционному проекту. Российский ответ на вызовы […]
14 Декабрь 2021
Первая международная конференция «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ» (Communications Management– Com-M-2021)
Первая международная конференция «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ» (Communications Management– Com-M-2021)
Московский государственный лингвистический университет Российская академия общественных связей Комитет по образованию Российской ассоциации по связям с общественностью, Московский педагогический государственный университет Международная академия коммуникологии и научный журнал «Коммуникология» приглашают учёных и преподавателей, студентов и аспирантов, практических специалистов России и зарубежья к участию. Формат проведения: смешанный (offline и online). Секции конференции: Государственные коммуникации. Бизнес-коммуникации. Социальные коммуникации. […]
10 Декабрь 2021 / 11:00-13:00
Российско-французский семинар «Зеленые технологии для города будущего»
Российско-французский семинар «Зеленые технологии для города будущего»
Под эгидой российско-французского форума гражданских обществ «Трианонский диалог» 10 декабря в онлайн-формате пройдет российско-французский семинар «Зеленые технологии для города будущего», посвященный использованию зеленых технологий для устойчивого развития городов. Мероприятие проводится, но инициативе платформы чистых технологий «Ксэтек». Семинар приурочен к Неделе межрегионального сотрудничества Франции и России, организованной мэрией города Бордо. В рамках семинара опытом интеграции зеленых […]