ИНТУРМАРКЕТ-2022

2022-03-12

Новые грани внутреннего туризма: отдых, обучение, культурное познание

Участники Международной выставки «Интурмаркет-2022» обсудили необходимость развития познавательного туризма и то, как стабильный туристический поток способствует культурному развитию малых городов

Опыт внутреннего туризма двух пандемийных лет показал, что при формировании внутреннего туристического продукта нужно думать не только о том, чтобы обеспечить надлежащий сервис, но важно заботиться и о том, чтобы туры и экскурсии по стране были максимально познавательными и интересными, в первую очередь – для юных путешественников. О том, как этого достичь, обсуждали на специальной дискуссионной площадке – за «круглым столом», организованном Международной академией детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова и фондом «Московский центр урбанистики «Город». Он прошел под названием «Окультуриваться надо: познавательный туризм и культурное развитие городов».

Алексей Расходчиков

Алексей Расходчиков

Открывая дискуссию, модератор мероприятия председатель МЦУ «Город» Алексей Расходчиков отметил, что тема культурного и познавательного туризма была выбрана для обсуждения неслучайно. «В последние годы она становится все более привлекательной для российских путешественников. Все чаще требования отдыхающих связаны с тем, чтобы туристическая тематика была сопряжена с какими-то историческими событиями, с посещением конкретных достопримечательностей, территорий и городов, а музеи приобретали облик и событийных площадок, и центров по развитию туристической инфраструктуры. Другой важный аспект подобных мероприятий – их культурная и архитектурная составляющие. Особенно это касается городов, не имеющих статуса региональных. Это те средние и малые города, для которых зачастую необходимо создавать туристическую основу, формировать точки роста, чтобы они становились привлекательны и удобны для посещения и взрослыми, и детьми», – пояснил Алексей Расходчиков.

Дмитрий Смирнов

Дмитрий Смирнов

Обсуждая аспекты познавательного туризма, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им А.А. Остапца-Свешникова Дмитрий Смирнов сделал акцент на основной ошибке составителей туристических маршрутов. Часто, формируя туристический продукт, организаторы не учитывают детские психологические особенности. «Ребенок в любом возрасте стремится к познанию, но методы детского познания различаются по возрастным категориям», – отметил эксперт.

Дмитрий Смирнов подчеркнул, что в зависимости от возраста различается и участие самих детей в познавательной экскурсионной деятельности. К сожалению, многие экскурсоводы просто транслируют клиентам набор справочных знаний – высоту шпиля, дату постройки и тому подобное. Ребенку это скучно. И это естественная для его возраста реакция. Из-за отсутствия заинтересованности большинство озвученных фактов дети не запоминают, а сама экскурсия из увлекательного путешествия превращается в повинность.

«Ребенок в любом возрасте стремится к познанию, но методы познания отличаются в зависимости от возрастных категорий, на которые, к сожалению, не всегда ориентируются составители туристических продуктов».

Дмитрий Смирнов

Спикер напомнил, что существует возрастная периодизация ведущих форм деятельности ребенка, составленная Даниилом Элькониным. Есть наглядные таблицы, расписывающие, в какие периоды эффективна игровая, учебная, познавательная деятельность, а когда начинает доминировать стремление к взрослости. Исходя из психологических особенностей, и нужно строить экскурсионные программы – где-то добавлять анимацию, а где-то подключать производственную деятельность. Например, дошкольников и младшеклассников эффективнее просто вывозить на природу ради игр на свежем воздухе, нежели делать основной целью поездки изучение условий обитания птиц и диких животных. Да, попутно об этом стоит рассказывать, но сначала надо дать детям вволю побегать и надышаться кислородом, создав безопасные условия пребывания, считает эксперт. Спикер напомнил про популярность в советское время производственных экскурсий у старшеклассников – школьники любили ходить на заводы и фабрики именно потому, что это соответствовало их возрастным запросам. Это помогало определиться с выбором будущей профессии. И добавил, что нужно стремиться к тому, чтобы детские туристические программы были максимально доступны семьям с любым достатком, а также детям с особенностями здоровья.

Илья Заливухин

Илья Заливухин

Дискуссию продолжил руководитель архитектурно-градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин. Команда этого эксперта работает с общественными пространствами в городах вокруг Москвы. Илья Заливухин полушутя называет себя амбассадором таких городов как Обнинск, Наро-Фоминск, Череповец, Калуга.

«Мы стараемся максимально, насколько хватает сил и финансов, формировать привлекательные оазисы в этих городах. – отмечает спикер. – Речь не про строительство с нуля, это дорого, а про развитие существующих территорий. Наша задача – найти в каждом городе что-то хорошее и улучшить. А если есть что-то плохое, какая-то диссонирующая история, то надо это заменить на положительное. Это нельзя сделать сразу, за один визит или проект. С этими городами я работаю десятилетиями. С Калугой – с 2007, в Обнинске с 2011, с Наро-Фоминском – с 2012».

«Мы с командой превращаем города, в которых работаем, в центр внимания его жителей, чтобы они не измеряли расстояние от своего города до Москвы, а считали именно свой город центром вселенной, в которой есть много интересного».

Илья Заливухин

Илья Заливухин отмечает, что у этих городов очень большой потенциал, они в 2-3 часовой доступности от Москвы, их можно рассматривать как инвестиционные площадки.

Иная, в силу исторической особенности города проживания и служебных обязанностей, точка зрения у Татьяны Суриковой, начальника Отдела туризма Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». В отличии от предыдущего спикера, считающего, что надо развивать и формировать новые точки притяжения, Татьяна Сурикова выступает за то, что надо сохранять и существующие исторические пространства.

Татьяна Сурикова

Татьяна Сурикова

«Они являются градообразующими для наших территорий, большая часть работающего населения, проживающего в городе и окрестностях, трудится именно у нас, помогая в работе с турпотоком. – отметила сотрудница музея-заповедника. — Например, крохотный Суздаль, где проживает десять тысяч человек, принимает за год более миллиона туристов. Это возможно благодаря трем музейным комплексам и природным территориям».

«Под новые условия и нового туриста нужна и новая инфраструктура: парковки, навигация, точки питания. Это невозможно без интеграции музейной среды в городскую. В этом направлении музей неотрывно работает с городом».

Татьяна Сурикова

Озвучив эти цифры, Татьяна Сурикова рассказала о туристических возможностях своего города. В Суздале в рамках музейного пространства можно подняться на любую колокольню и позвонить в колокола, можно прийти на один из множества мастер-классов, можно устроить пикник, прокатиться на ладье. Всего работает 48 экспозиций, фонд музея-заповедника насчитывает 450 тысяч музейных предметов.

Кроме традиционных исторических мест, заслуженно притягивающих миллионы туристов, есть на карте России города, еще не раскрывшие свой туристический потенциал.  И с этим надо работать. Доцент кафедры градостроительства МАрхИ Елена Петровская, рассказала, что курируемые ею студенты разработали алгоритм, позволяющий повышать туристическую привлекательность малых городов. Преподаватель показала, как можно сформировать туристические кластеры в небольших старинных городах, тем самым повысив их туристическую конкурентоспособность. Европейский опыт – а студенты изучили порядка сорока западных городков схожего размера и возраста – показывает, что сформировать туристические кластеры в городах возможно за счет проведения фестивалей, которые становятся своеобразным пульсом местности для гостей. В каждом из изучаемых западных городов проводилось не менее трех фестивалей в год. Чаще всего исторические реконструкции сочетаются с агрокультурными, кулинарными фестивалями или праздниками народных промыслов. На основании этого анализа группа студентов, обучающихся у спикера, сформировала определенный шаблон, который можно накладывать на типичный городок среднерусской полосы (на примере небольшого Борисоглебска), находя его «туристическую изюминку». И уже на основании этого разрабатывать дизайн-код местности по формированию общности среды и так называемого «средового конструкта», который в некоторых городах можно превратить в музей под открытым небом.

Елена Петровская

Елена Петровская

«Это можно сделать в любом историческом городе, потому что часто города не знают своего потенциала. И необходимо всесторонне исследовать территорию, – продолжила Елена Петровская. – Можно сформировать базовый пакет, на который будут опираться инвесторы, развивая туристическую привлекательность города. Надо находить такие точки роста, которые привлекали бы не только местных жителей, но и внешние силы. Такой, например, может стать регулярная льняная ярмарка».

«Наша задача была в том, чтобы изучить европейский опыт по поддержанию конкурентоспособности малых поселений, структурировать его и предложить свою модель для выявления туристического потенциала уже российских малых городов».

Елена Петровская

Если есть совокупность таких факторов, то это, по мнению эксперта, прекрасная точка роста, которая при заинтересованности инвесторов и городской администрации быстро обрастет формами и смыслом, став той самой привлекательной туристической начинкой.

Владимир Алексеев

Владимир Алексеев

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Владимир Алексеев и ученик школы № 354 Карл-Эдуард Анзель рассказали о том, как воплотилась идея школьников о воссоздании историко-культурной и туристической зоны в исторических границах Немецкой слободы. Речь о проекте культурно-образовательного кластера «Немецкая слобода 2.0», реализованного во многом силами учеников школы № 354, где располагается музей Немецкой слободы. Наличие исторических объектов позволяет сформировать в Немецкой слободе уникальную, привлекательную городскую среду, комфортную для туризма и отдыха. Имеется и ряд пустующих исторических построек. Таких как усадьба Карабанова и жилой дом XIX века, палаты медиков Ван-дер-Гульстов (или дом Анны Монс), где можно разместить музей Немецкой слободы, а также виртуальный музей «Басмания». Кроме того, возможно организовать выставочные пространства для образовательных и культурно-деловых программ, в том числе для резидентов культурно-образовательного кластера. «В нашей жизни без фантазии нельзя. Это выверенная фантазия. Молодые люди предложили идею насыщения пустующих исторических зданий. Более того, мы обратились в департаменты культуры и культурного наследия столицы с тем, чтобы в перспективе в отреставрированный и реконструированный дом Анны Монс перевести из здания школы музей Немецкой слободы, состоящий из музея материальной культуры и виртуального музея», – пояснил Владимир Алексеев.

«Москва не должна быть одноликой, у каждого района и пространства должна быть своя задача для формирования будущего. Где появляется креативный класс, туда подтягивается и бизнес, это аксиома».

Владимир Алексеев

Участники «круглого стола» согласились с тем, что в стране явно наметилась новая тенденция – переход от курортного отдыха к путешествиям с культурно-познавательными целями. Спикеры пришли к выводу, что подобные экскурсии не только расширяют кругозор, развлекают туристов, но и развивают их интеллект.

Подробнее на сайте https://www.itmexpo.ru/media/news/68279/

Видеозапись круглого стола

Эксперты, принимающие участие в мероприятии:
Петровская Елена Игоревна
Петровская Елена Игоревна
Доцент кафедры Градостроительства МАРХИ
Расходчиков Алексей Николаевич
Расходчиков Алексей Николаевич
Председатель правления Фонда «Московский центр урбанистики «Город»
Заливухин Илья Вячеславович
Заливухин Илья Вячеславович
Генеральный директор ООО Яузапроект
Прошедшие мероприятия
4–5 октября 2022 г.
V Всероссийский форум «Лучшие продуктовые решения и тренды жилой недвижимости»
V Всероссийский форум «Лучшие продуктовые решения и тренды жилой недвижимости»
27–30 сентября 2022 г.
VII ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ОХРАНЫ ТРУДА
VII ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ОХРАНЫ ТРУДА
22–23 сентября 2022 г.
IV Международная научная конференция «Визуальная антропология – 2022. Исторический город: актуализация прошлого в перспективе будущего»
IV Международная научная конференция «Визуальная антропология – 2022. Исторический город: актуализация прошлого в перспективе будущего»
21 - 24 сентября 2022 г.
Международный форум
Kazan Digital Week – 2022
Международный форум
Kazan Digital Week – 2022
12-13 июля 2022 г.
Форум «Сообщество». Общественная палата Российской Федерации
Форум «Сообщество». Общественная палата Российской Федерации
7-10 июля 2022
Российская креативная неделя (Russian Creative Week)
Российская креативная неделя (Russian Creative Week)
С 15 по 18 июня 2022 г.
Панельная дискуссия «Общественное здоровье: вызовы времени». ПМЭФ 2022
Панельная дискуссия «Общественное здоровье: вызовы времени». ПМЭФ 2022
9 Июнь 2022
Сессия «Проекты, создающие рабочие места». АРХ МОСКВА 2022
Сессия «Проекты, создающие рабочие места». АРХ МОСКВА 2022